+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности логопедической работы по формированию грамматического строя речи у учащихся с ЗПР

Автор: Ковалева Наталья Геннадьевна

Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система - это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система - это умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

У учащихся с задержкой психического развития отмечаются  нарушения грамматического строя речи. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У детей недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения.

Особенности развития грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития изучались такими авторами, как Л.В. Яссман, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, И.А. Смирновой, Г.Н. Рахмаковой, Н.Ю. Боряковой, С.В. Зориной, Р.И. Лалаевой. Исследователи указывают, что грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития развивается в соответствии с онтогенезом, но задерживается по времени и имеет ряд особенностей и требует специального обучения.

А. Н Гвоздев  отмечает, что недостаточная сформированность процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие в значении и формально-языковых признаках слов, а также сохранность психических функций играют определяющую роль в усвоении грамматического строя речи. У детей с ЗПР нарушена целенаправленность, мотивация учебной деятельности. Речь рассматривается как сложный вид человеческой деятельности. В связи с этим закономерно утверждение, что у детей нарушены мотивы порождения речевого высказывания. Это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети данной категории в овладении навыками письма и чтения, в усвоении грамматических правил.

Коррекционно - логопедическая  работа направлена не только на формирование грамматического строя речи у  учащихся с ЗПР, но  и на преодоление их недоразвития в целом. Эта работа  строится с учетом характера нарушения высшей нервной деятельности, психологических особенностей ребенка, особенностей речевого развития и структуры речевого дефекта. Вся система логопедической работы должна быть пронизана развитием мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Необходима постановка комплексных целей и задач, которые охватывают все компоненты речи.

В начальных классах  логопедическая работа по формированию грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

·        формирование глубинно-семантической и поверхностной структуры предложения;

·        формирование словоизменения и словообразования;

·        развитие связной речи.

При построении предложений детьми большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий при обучении развернутым речевым высказываниям на начальном этапе работы необходимо опираться на внешние схемы, идеограммы, т.е. материализовать структуру речевого высказывания. Графические схемы с помощью значков и стрелок помогают символизировать предметы и отношения между ними. Таким образом, графическая схема занимает промежуточное положение между материальным действием и речью. В дальнейшем она переносится из внешнего плана действия во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.

В процессе формирования словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам и падежам, на согласование существительного и прилагательного, изменение глаголов в прошедшем времени по лицам и числам, употреблении предлогов.

Последовательность работы определяется последовательностью появления форм в онтогенезе, т.к. в  процессе развития речи сначала появляются более простые формы, с наиболее конкретным значением.

Работа над связной речью проводится в двух направлениях:

·        развитие внутреннего (смыслового) программирования;

·        формирование языковых средств оформления связного текста.

По мнению Н. Жинкина, переход к самостоятельному рассказу и пересказу возможен лишь после усвоения отношений предметно-словесных комбинаций. У детей с ЗПР часто нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста.

В связи с этим, система логопедической работы должна учитывать поэтапность формирования основных операций порождения связного текста. Учитывая психологическую структуру порождения связного высказывания, развитие связной речи должно осуществляться в следующей последовательности:

·        развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделить главное и второстепенное, основное и фоновое; формирование умение располагать смысловые компоненты в определенной последовательности (раскладывание серий сюжетных картинок), развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (запоминание последовательности картинок, действий, пересказы коротких текстов).

·        перекодирование каждого элемента смысловой программы в языковую форму, которое осуществляется в следующей последовательности:

1       внутреннее программирование отдельных высказываний (глубинное синтаксирование);

2       грамматическое структурирование (поверхностное синтаксирование).

В логопедической работе по развитию связной речи необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной к контекстной речи. В связи с этим отработка операций порождение связного текста осуществляется сначала на ситуативной речи и только потомна контекстной. Так сначала предлагается пересказ по серии сюжетных картинок, затем по сюжетной картинке, в дальнейшем пересказ текста без наглядности. Таким образом, формирование связной речи проводится в следующей последовательности:

·        пересказ на серию сюжетных картинок;

·        пересказ по сюжетной картинке;

·        пересказ без опоры на наглядность;

·        пересказ на основе деформированного текста;

·        рассказ по серии сюжетных картинок;

·        рассказ по сюжетной картинке;

·        самостоятельный рассказ.

Психологические факторы, обуславливающие особенности речевого развития и нарушения речи у детей с ЗПР, а именно: недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, нарушение регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы влияют на специфику системы коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей. Включение речи в познавательную деятельность ребенка перестраивает основные психические процессы, совершенствуют мыслительные операции.

Комплексный, системный подход к коррекции расстройств речи у детей ЗПР обеспечивает эффективность логопедической работы.