+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект ООД "Обитатели водоемов

Автор: Баскакова Наталья Геннадьевна

Краткое описание работы
Конспект ООД в подготовительной комбинированной группе для детей с нарушением речи и зрения по развитию лексико-грамматических категорий языка по теме «Обитатели водоемов».

       Конспект ООД в подготовительной комбинированной группе для детей с нарушением речи и зрения по теме «Обитатели водоемов»

Учитель-логопед Баскакова Наталья Геннадьевна.

Коррекционно-образовательные цели: уточнить знания детей об обитателях подводного мира; ввести в активный словарь новые понятия; упражнять в развитии ЛГК языка: образовании   относительных  и  притяжательных   прилагательных; сложных слов; подборе признаков к предмету; согласовании числительных, прилагательных с существительным; закрепить падежные конструкции (сущ., в ед.ч., В.п., Р.п.); упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; упражнять в составлении простых распространенных предложений с опорой на предметные картинки;

Коррекционно-развивающие цели: развивать двигательно-зрительное восприятие; скорость и полноту зрительного обследования;

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.Звукозапись шума моря. 2.Глобус. 3. Фонарик. 4.3ашумлённый рисунок (рыбы по количеству от 1 до 5 в трале). 5.Ковролин (предметы с недостающими деталями). 6.Живая рыба.7.Два листа (жёлтый-песок, голубой-вода), сачки и силуэты рыб с колечками во рту. 8.Опорные картинки. 9.Картинки разных видов рыб. 10.Карточки. 11.Теневые силуэты рыб.12.Капитан (воспитатель), штурвал корабля.

                                                   

 

 

                                   Ход занятия:

1.Оргмомент

2.Вводная беседа с детьми.

Логопед. - Что это? (Глобус)

-А что такое глобус? (Это макет нашей земли).

-Где на земле живут люди? (На суше)

- Какими цветами на глобусе обозначается суша? (Жёлтым, зелёным, коричневым).

-Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого).

-Что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода).

-А какие водоёмы вы знаете?         (Река, ручей, болото, море, океан, озеро, пруд).

-Кто живёт в воде? (Рыбы, медузы, улитки, морские звери)...

-Жизнь в подводном мире очень разнообразна. Сегодня мы поговорим об известных обитателях этого мира.

2) Объяснение новых слов.

Логопед: Мы будем ихтиологами и отправимся в морское путешествие на научном - исследовательском корабле. А кто такие ихтиологи?

Дети: Учёные, которые изучают жизнь рыб.

3) В лаборатории (Звучит музыка моря)

а) Образование относительных прилагательных.

Логопед:

 -Если рыбы живут в реке, то они какие? ...- Речные

в озере,...- Озёрные

в море,...- Морские

в аквариуме...- Аквариумные

Логопед: Назовите рыб, напоминающих инструменты. (Рыба-меч, рыба-сабля, рыба-пила).

Логопед: Назовите рыб, напоминающих животных (Морской волк, лиса, ёж).

Логопед: Назовите рыб, напоминающих профессию людей   (Санитар, чистильщик, удильщик, лоцман).

б) Рассматривание частей тела живой рыбы.

Логопед: Как называются  части тела рыбы?

Зачем рыбам нужны жабры, плавники, чешуя, слизь?

Дети: С помощью плавников рыба может подниматься и опускаться. По чешуе можно определить возраст рыбы.

в) Д/И «Скажи ласково»

(Образование существительных с уменьшительным суффиксом).

Чешуя – чешуйка.

Зубы - зубки

Хвост - хвостик

Глаза - глазки

Плавник - плавничок .

Голова – головка.

4) Д/И «Морское дно» (с фонариком в руках  логопеда)

(Узнать рыб по теневым силуэтам).

Логопед:

Мы в подводном мире, друг!       

Рыбы плавают вокруг.        

Рыбу ты сейчас узнай

И скорее называй!

6) Динамическая пауза «Осьминожки» (с предметом из оригами)

Осьминожка, осьминог,       

У тебя так много ног

Осьминожка, осьминог,

Ловко прыгает дружок

Вот прилип к моей руке,

Он не хочет жить в воде!

Осьминожку оторву

Снова в море отпущу.

(авторское)

7) Подбор признаков к предмету (по картинкам)

Камбала - Плоская, круглая, колючая, шершавая, скользкая.

Скат - Ядовитый, круглый, большой, плоский, электрический.

Медуза - Прозрачная, гладкая, обжигающая, скользкая.

Акула - Хищная, злая, огромная, зубастая, большая, прожорливая, быстрая.

Ёрш - Зеленоватый, колючий, скользкий.

Окунь - Пучеглазый, яркий, красный.

8) Д/И «Назови одним словом»

(Образование сложных слов)

Логопед: Если рыба пучит глаза, она - пучеглазая

Живёт в пресной воде - пресноводная

Живет - в мелкой воде - мелководная

         - глубоко под водой - глубоководная

         - до крови жадная - кровожадная

         - икру мечет - икромечущая

У рыбы круглый рот  - круглоротая

         красное оперенье (плавник) - краснопёрый

         крупная чешуя - крупночешуйчатая

         острые зубы - острозубая

         родятся живые рыбки - живородящая

         длинный хвост - длиннохвостая

9) Игра с мячом.

(Образование притяжательных прилагательных)

Мясо акулы – акулье, хрящ акулы – акулий, плавники акул - акульи

Минтай - икра минтаевая, филе- минтаевое

Краб – клешня крабовая,  мясо – крабовое, палочки - крабовые

10) Д/и «Спасатели»

(Развитие зрительно-моторной координации; согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже).

Капитан кричит в рупор: «Тревога! Морской волной выбросило на берег  много рыбы, надо срочно помочь отправить обратно рыбу в море».

Дети вылавливают сачками (с магнитом) морских обитателей с жёлтого (песок) листа и переносят на голубой лист (в воду).

-Кого ты спас (спасла)?

Я спасла красивую морскую звезду.

Я спас плоского электрического ската.

11) Д/и «Разрезные картинки»

(Подбор недостающей детали; употребление существительных в Родительном падеже ед. и мн. числа)

 Логопед: Во время путешествия я вела фотосъёмку, но фотографии получились некачественные. Помогите мне их восстановить.

(На ковролине дети подбирают недостающие детали.)

Дети: Краб без клешни. Осьминог без щупалец. Рак без усов, рыба без плавников.

12) Д/и «Посчитай»

(Нахождение предмета в зашумлённом рисунке; согласование существительного с числительным).

Логопед: Давайте посчитаем, сколько рыбы поймали рыбаки в трале.

Дети: 5 камбал, 3 морских конька, 2 минтая, 4 ерша

Подбор синонимов: Трал - сеть - невод

13) Логопед: Нам надо сдать отчёт капитану о своём путешествии

 А) Задание:  «Расшифруй слово»

(По первым звукам картинок расшифровать и записать название рыбы)

Дети работают самостоятельно по карточкам.

         

А

 

К

У

Л

А

 

б) Введение в связную речь.

(Составление предложений по опорным картинкам).

Логопед: Вспомним своё научное путешествие и составим предложения по картинкам.

Например: Рыбаки поймали тралом много разной рыбы.

Опорные картинки:

1. невод (трал) - рыбаки

2.мурена - скала

3.краб - клешня

4.пловец - акула

5.водолаз – фонарик

Итог занятия: Что вам понравилось? Что нового вы узнали?

Почему надо бережно относиться к обитателям наших водоемов?