+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителей первых классов в МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100 г. Кемерово

Автор: Васютина Любовь Викторовна,

Краткое описание работы
В статье представлены рекомендации по организации сотрудничества с учителями первых классов, даны советы по проведению логопедических минуток на уроках обучения грамоте. Особое внимание в статье уделяется единым требованиям со стороны логопеда и учителя к речи первоклассника. В статье так же приводятся примерные виды упражнений и заданий на уроках-комплексах.

Взаимосвязь в работе учителя- логопеда и учителей первых классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата №100 г.Кемерово»

(из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории Васютиной Любови Викторовны )

     Как показывает практика, у многих поступающих в 1 дополнительный класс школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  ограниченный словарный запас, часто грубо нарушена  мелкая моторика, стойкие речевые и  пространственные нарушения. Чтобы работа школьного логопеда была более эффективной,  необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

     Логопедическую работу в начальных классах условно можно разделить на 4 этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный.  Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя.

1 этап – ориентировочный (при наличии дошкольной группы в ОО)

Март – май

Задачи этапа:

-определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника;

-выявление детей с речевыми нарушениями;

-консультативная помощь родителям в подготовке к школе детей с речевыми нарушениями.

2 этап – диагностический

1 – 15 сентября

Задачи этапа:

-определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;

-планирование соответствующей коррекционной работы.

     В первые две недели сентября я провожу полное обследование состояния речи первоклассников, и знакомлю учителя с результатами,  знакомлюсь с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуюсь технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.

     Затем  приступаю к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываю программные требования по обучению грамоте, развитию речи, последовательность и время изучения тех или иных тем.

Кроме того, на данном этапе совместно с учителем планируем следующие мероприятия:

-совместное  проведение родительских собраний;

-участие в работе методических объединений учителей начальных классов;

-консультации  для учителей;

-участие в работе ПМПк и др.

3 этап – коррекционный

15 сентября – 15 мая

Задачи этапа:

- устранение речевых нарушений;

-развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

     В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится все более тесной.  Периодически информирую учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, и одновременно получаю информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

     На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно, поэтому для каждого класса я заполняю листок речевой патологии, в котором отражаю  динамику коррекции  дефектных звуков (постановка, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь). В помощь учителю я разработала таблицу с описанием правильной артикуляции наиболее трудных звуков, к которой они всегда могут обратиться при знакомстве со звуком и буквой.

Пример:

Правильная артикуляция и характеристика  звука  С.

Звук

Язык

Зубы

Губы

Голосовые связки

Воздушная струя

Характеристика

С-свистящийй

Кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой, боковые края прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов

Сближены на расстоянии 1мм

Улыбаются, далее положение губ зависит от последующего гласного

Разомкнуты и не работают

Холодная, длительная

Согласный. Твердый, глухой

 

    Для формирования навыков самоконтроля у обучающихся на парты прикрепляю таблички с указанием звуков для самоконтроля за произношением.

 Например:

   

Говори правильно Р, РЬ,

 

Говори правильно: Ш, Ж, Л

 

     Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР.

     На уроках обучения грамоте  учитель включает упражнения по развитию фонематического восприятия. Учитель, как и логопед, тоже учит различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учит соотносить звуки и буквы; производить звукобуквенный анализ, работать по совершенствованию пространственной ориентировки.  Чтобы детям было интересно - все эти упражнения можно проводить в виде дидактических игр.

   Логопедические минутки. 

На уроках при изучении букв необходимо проводить c детьми логопедические минутки. Применение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.

Начинать ее следует с первых дней обучения и осуществлять на всех уроках. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» провести логопедическую минутку.

Показать детям правильную артикуляцию звука «С»:

 - губы растянуты, зубы приближенные на расстоянии около 1 мм,

 - кончик языка прижимается к нижних резцов,

- спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха.

- Боковые края языка прижаты к внутренней поверхности верхних коренных зубов, мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки и направляет струю.    Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух. На уроке ознакомления со звуком и буквой «З» - артикуляция аналогичная. Предложить детям поставить руку на горло и произнести сначала звук «З», где голосовые связки будут в состоянии покоя, а на «З» они работают (дрожит горло).

Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаний звуков. Чтение и изучение чистоговорок с отработанными составляющими структурами помогает не только правильно произносить звук, но и учит сознательному чтению. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.

Рекомендуемые правила работы над скороговорками и чистоговорками:

1. Учитель проговаривает чистоговорки четко артикулируя.

2. Учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали.

3. 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст.

 Например: Са-са-са - вот летит оса. Со-со-со - у Сони колесо. Су-су-су - яблоко несу.

     Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями.

     При этом необходимы:

-учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

-учет возрастных особенностей детей;

-предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

-осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

-закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

-придание обучению воспитывающего характера;

-всестороннее развитие личности учащегося.

     Подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий, а также уроки-комплексы, проводимые совместно учителем и учителем-логопедом.

     Примерные виды упражнений и заданий на уроках-комплексах.

    В уроки-комплексы я включаю артикуляционную гимнастику для изучаемого звука. Цель: научить учителя правильно подбирать артикуляционные упражнения и методически правильно её проводить.

Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте по теме «Звук и буква Ч».

    1.  Артикуляционная гимнастика:

- Чтобы ваши языки и губы хорошо работали, давайте их потренируем- сделаем артикуляционную гимнастику.

- «Заборчик- трубочка».

- «Парус- горка».

- «Барабанщики».

    2. Выделение звука Ч из слов.

- Послушайте слова и скажите какой звук повторяется во всех словах?

(Чай, очки, ночь, мяч, чемодан, черепаха).

   3. Артикуляция звука Ч.

- А сейчас мы с вами поучимся правильно произносить звук Ч.

Переднюю часть языка поднимите и прижмите к бугоркам за верхними зубами, зубы вместе, губы трубочкой и произнесите звук Ч. Обратите внимание, что ветерок дует толчком. Этот звук можно сравнить со звуком движущегося проезда (картинка «Поезд»).

   4. Характеристика звука:

- Какой это звук: согласный или гласный?

- Почему?

- Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Как это можно проверить? (приложить ладошку к горлышку и послушать работает «моторчик» в горлышке или нет.

   5. Тренировочные упражнения в правильном произношении звука Ч.

Игра «Дополни словечко» (рифмы).

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку … .