+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах

Автор: Цыбулина Анна Александровна

Краткое описание работы
Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста в период введения поставленного звука "Р" в речь ребенка.

Конспект

индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах»

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи ребенка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение правильно произносить звук «Р»; давать характеристику звука [Р];

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; развивать мимическую мускулатуру лица; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря; развитие элементарных – математических представлений;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Лексика: Природные явления.

Оборудование:

Зеркала; картинки с эмоциональным выражением лица; котик Мурзик; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р]; фишки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Логопед приветствует ребенка на занятии и предлагает занять место у логопедического стола с зеркалом.

 

II. Гимнастика на развитие мимической мускулатуры лица.

Логопед  предлагает сесть ребенку ровно, положить руки на стол и посмотреть на себя в зеркало.

Педагог достает картинку с веселым изображением лица и спрашивает у ребенка: Что на этой картинке делает ребенка? (ребенок отвечает). Логопед предлагает ребенку повторить такое же выражение лица и посмотреть в зеркало, уточнить что изменилось у ребенка в лице ( брови, глазки, щечки, губки, носик). Далее педагог показывает картинки с изображением: сердитым, грустным, удивленным, испуганным, спокойным, радостным и задает такие же вопросы.

 

III Артикуляционная гимнастика

Педагог достает игрушку «Котика Мурзика» и предлагает отправиться в артикуляционное путешествие вместе с ребенком.

1.     Котик Мурзик язычок достает и держит его лопаточкой. Ребенку предлагаем выполнить упражнение «Лопаточка» под счет до 10.

2.     Котик Мурзик предлагает сыграть в футбол. Ребенок выполняет упражнение «Футбол» (чередуем до 5 раз).

3.     Котик предлагает покататься на качелях. Ребенок выполняет упражнение «Качели» (чередуем до 5 раз).

4.     Котик предлагает выполнить упражнение «Улыбочка – рупор» (чередуем до 5 раз).

5.     Котик предлагает позвать на гимнастику для язычка настоящего дятла. Ребенок выполняет упражнение «Дятел» (чередуем до 5 раз, с ускорением).

6.     Мурзик предлагает покрасить потолок у рта. Ребенок выполняет упражнение

 

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и  нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»  - Молодец, отдохни.

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:

1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).

- Молодец.

2. –  А сейчас сделаем упражнение  «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).

- Молодец, отдохни.

3. -  Упражнение «Грибочек»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).

4. – Выполним упражнение «Гармошка»: делаем все также как и при выполнении упражнения «Грибочек», но открываем и закрываем рот (под счет до 10).

- Молодец, отдохни, проглоти слюну.

IV Сообщение темы занятия.

- Отгадай загадки:

1. Пыль поднимает, деревья качает.

    Воет – завывает,

    С деревьев листья срывает,

    Тучи разгоняет, волны поднимает.    (Ветер)

2. Вот по небу мчится конь –

    Из-под ног летит огонь.

    Конь копытом бьет могучим

    И раскалывает тучи.

     Так он тяжело бежит,

     Что в низу земля дрожит.          (Гром)

3. Нашумела, нагремела,

    Все промыла и ушла,

    И сады и огороды

    Всей округе полила.           (Гроза)

4. Что за чудо – красота!

    Расписные ворота

    Показались на пути!..

    В них ни въехать, ни войти.     (Радуга)

- Что такое ветер, гром, гроза, радуга? (Природные явления)

- Когда эти природные явления бывают? (Весной, летом, осенью)

- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])

- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.

 

V. Развитие фонематического слуха. «Хлопни если услышишь»

Логопед предлагает ребенку на слух узнать звук «Р». Педагог произносит различные звуки ( Р – Л – М – Ш – Р – Л – Р- Р – В), и когда ребенок услышит звук «Р», он хлопает в ладоши. Далее задание усложняется, логопед произносит слоги, и если ребенок слышит слог, в котором есть звук «Р», он хлопает в ладоши ( ра – ло – ор – ва – ал – ур – ир  и так далее). Если ребенок безошибочно выполняет первые два задания, то логопед усложняет задачу ребенку, и просит хлопнуть в ладоши если услышит слова в которых есть звук «Р» ( рак – лампа – мотор – ласка – рупор  и так далее).

 

VI Физкультурная минутка

Педагог предлагает ребенку немного отдохнуть, встать со стульчика, потянуться и сымитировать движения по тексту.

Руки в сторону, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Повернемся мы вокруг.

 

 

VII Характеристика звука.

- Когда мы произносим звук [Р]:

- в каком положении находятся губы? (в улыбке);

- а зубы? (их видно);

- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);

- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).

- Дай характеристику (акустическую) звука [Р]:

- звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый.

 

VIII. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Логопед предлагает ребенку повторить цепочку слогов:

Ро-Ру-Ро                 ИР-уР-иР                Кро – гро                                                            

Ра- Ра-Ры                оР-яР-оР                Трэ – дрэ

 

- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):

         О              Я                                    Э

Р       А              И          Р            Р         Ы

              У              Ы                                    О

 

IX. Автоматизация звука [Р] в словах:

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки, назвать их.

А теперь давай разложим картинки по такому столбикам, где первый столбик картинки где звук «Р» в начале слова, второй столбик где звук в середине слова, третий где звук в конце.

А теперь задание усложняется, логопед предлагает самому ребенку придумать слова, где звук «Р» в начале, середине и конце слова. За каждое придуманное слово, ребенок получает фишку и конце упражнения ребенок подсчитывает общее количество правильно придуманных слов со звуком «Р»

 

 

X. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])

- Дай характеристику звука [Р].

Отмечается работа ребенка на занятии.

- До свидания.