+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии

Автор: Семенова Елена Валентиновна

При устранении аграмматической дисграфии широко используются письменные упражнения:

Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.

Дрова рубят топор.... Сахар кладут в сахар... Поезд...ъехал к станции.

Закончить предложения, изменяя слово вода.

- Девочка загорает у ….

- Мальчик выходит из ….

- Кораблик плавает у ….

- Рыбак стоит около ….

- Чайка летит над ….

К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов. Например: стул - два..., пять...; карандаш - два..., пять...; барабан - два..., пять....

Преобразование единственного числа во множественное.

Один предмет - много предметов.

Стол - столы. Волк - … Луч - …

Слон - … Луг - Снег - …

Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).

Где живет белка ? (В дупле. Или: Белка живет в дупле.)

Подобрать предлог к каждому предложению.

Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.

Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы

Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе

Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.

Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.

Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка перепрыгнула … кочку.

Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.

Соединить линиями слова, подходящие по смыслу.

Новый шапка Стоял береза

Новое шарф Стояло лыжи

Новые платье Стояли кресло

Новая туфли Стояла стол

К названию большого предмета дописать название маленького предмета.

Стол- столик, банка-..., стул - стульчик, бант -..., кольцо - …

Заменить словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.

Мяч из резины - резиновый мяч.

Кораблик из бумаги - бумажный кораблик.

Запах ели - …

Шарф из шерсти - …

Вкус меда - …

Двор школы - …

К названию предмета дописать название его цвета.

Помидор..., репа …, огурец....

Дописать приставки в словах предложения:

Машина...ъехала в гараж. Дети...ъехали с горки. Грузовик...ехал через мост. Мальчик...шел к забору. Девочка...шла с крыльца.

а) К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? или какие?, и записать его:

Дом -... (деревянный), аквариум - … (стеклянный), шуба -... (меховая), платье -... (шелковое).

б) Рассмотрите картинки. Из чего сделаны предметы? Образовать слова-признаки, обозначающие материал каждого предмета

https://studbooks.net/imag_/16/189330/image007.jpg

От слов, стоящих в скобках, образуйте слова-признаки.

Лента (длина) - длинная лента

Погода (весна) - …

Утро (рано) - …

Ночь (осень) - …

Книга (интерес) - …

Дорога (даль) - …

Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.

Опадать, деревья, осень, с, листья.

Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.

https://studbooks.net/imag_/16/189330/image008.jpg

Девочка сорвала.

Закончить предложение, подобрав нужное слово.

На озере плавали белые.... Мальчик получил хорошую....

Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске словосочетания: Вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.

Добавить недостающую букву в глагольную форму. Стул упал. Девочка упал… Дерево упал...

Среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета.

Красный шар, красная машина, красное платье

Изменить словосочетание, данное в скобках.

Мама подарила дочке (красивая кукла). Новая кукла (лежать в коробка).

Волк живет в (густой лес).

К названию животного дописать название его детеныша.

Волк - волчонок, лиса -..., заяц - …, медведь -....

Выделить и записать общую часть родственных слов. Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ледяной, ледокол; лес, лесной, лесник.

Назовите парные предметы. Чем похожи слова, обозначающие маленькие предметы? С помощью какой части они образованы?

https://studbooks.net/imag_/16/189330/image009.jpg

«Кто в каком домике живёт?».

В каждом домике «живёт» один суффикс; «подселите» к нему такие слова, от которых можно образовать новые слова с этим суффиксом.

https://studbooks.net/imag_/16/189330/image010.png

Запись словосочетаний, предложений, текста.

Наиболее трудным для умственно отсталых детей является употребление в письменной речи предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги над, из, около, за, перед, между, по и др.

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

- родительный падеж с предлогом у, обозначающий местонахождение, с предлогами с, из, до со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);

- дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия). (плывет по реке, идет к дому)

- винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значение направления действия). (ставит на стол, кладет на стол, под стол, за стол;)

- творительный падеж с предлогами за, над, под перед (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за книгой, перед книгой)

- предложный падеж с предлогами в, на, обозначающий местонахождение предмета (лежит на столе, лежит в столе).

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог в с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. Например:

Например:

https://studbooks.net/imag_/16/189330/image011.jpg

КУДА? ОТКУДА?

… прячется под шляпу … встает из-за стола

КУДА? КУДА?

… садится за стол … ставит на стол

КУДА? ОТКУДА?

… садится в машину … выходит из машины

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом? Ребенок должен показать соответствующую картинку.

Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: Положи ручку в пенал, под пенал, на пенал, Положи мишку на стол, под стол, в шкаф.

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клетке; ручка на книге, в книге, под книгой). Назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в начальной форме.

Например: Маша, выпускать, птичка, из, клетка.

Рекомендуются следующие игры в лото:

Логопед называет предметы. Ребенок закрывает картинку соответствующим предлогом, написанным на карточке. Примерные картинки: тигр в клетке, книга на столе, цветы в вазе.

Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кошка под столом). Логопед называет предлог. Дети закрывают карточкой соответствующую картинку.

Заключение

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладения письмом, т.е. к дисграфии.

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений, проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста, У детей с дизартрией, алалией и у умственно-отсталых лексико-грамматическое недоразвитие проявляется наиболее ярко. При письме этот контингент детей не может устанавливать логические и языковые связи между предложениями, нарушает последовательность описываемых событий.

Аграмматизмы проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (телята - теленки, захлестнула - нахлестнула), в изменении падежных окончаний (много стулов), местоимений (около меня - около нам), нарушении согласования в роде (синяя море), в синтаксическом оформлении речи: опускаются члены предложения, нарушается последовательность слов.

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

В настоящем исследовании:

Рассмотрены содержание термина «дисграфия», классификация дисграфий, аграмматическая дисграфия;

Экспериментально выявлена у учащихся начальной школы аграмматическая форма дисграфии;

Предложены методические рекомендации по преодолению аграмматической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы.

Таким образом, задачи работы выполнены, цель исследования достигнута.

 

Список использованных источников

1. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи. - СПб.: 2007. - 201 с.

2. Барылкина Л.П. и др. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и логопедов. - М.: 5 за знания, 2005. - 128 с.

3. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов. // Актуальные проблемы логопедической практики. - СПб.: 2004. - С. 247-253.

4. Бирич Г.В. Использование опорных схем при коррекции дисграфии: из опыта работы учитeлей-дефектологов. / сост. Г.В. Бирич. - Гродно: Гродненский ГОИПК и ПРР и СО, 2006. - 57 с.

5. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2005. - 127 с.

6. Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией. // Логопед. ? 2007. ? №5. - С. 16-37.

7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Метод. пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 180 с.

8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 335 с.

9. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2006. - 159 с.

10. Зубарева Л.В. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. - М.: 2009. - 165 с.

11. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.

12. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 2003. - 330 с.

13. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2007. - 208 с.

14. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. - СПб.: 2004. - 219 с.

15. Левина Р.Е. О нарушениях письма у учащихся массовой школы. // Дефектология. ? 1971. ? №5. - С. 4.

16. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 208 с.

17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

18. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. - М.: Гном и Д, 2006. - 136 с.

19. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. - М.: Гном Пресс, 2000.

20. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей. - СПб.: 1996. - 64 с.

21. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. // Логопед. ? 2004. ? №4. - С. 13-25.

22. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью. // Логопед. ? 2005. ? №3. - С. 4-11.