+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие речи у детей в первой младшей группе детского сада

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
В статье описываются особенности речевого развития детей раннего дошкольного возраст, а именно двух – трёх летнего возраста. Показаны основные составляющие речевого развития в раннем дошкольном возрасте (фонетическая, лексическая, грамматическая). Раскрыты особенности формирования фонематического восприятия, особое значение отводится обращенной к ребенку речи окружающих, в качестве правильного фонетического образца. Показана последовательность овладения звуками родного языка в данный период. Описана важность пополнения пассивного и активного словарного запаса, работа над грамматикой маленького дошкольника. Представлены критерии, по которым можно выявить детей в данный возрастной период, которые по каким – либо причинам отстают в речевом развитии от своих сверстников.

Приступая к описанию характеристики речевого развития детей от двух до трех лет, хочется напомнить, что речевое развитие в любой возрастной дошкольной категории включает в себя следующие составляющие:

1.     фонетическая,

2.     лексическая,

3.     грамматическая.

За то, как ребенок произносит и воспринимает неречевые, речевые звуки, как он их произносит - отвечает фонетическая составляющая. Понимание обращенного к ребенку речевого высказывания окружающих и ответное собственное речевое высказывание маленького дошкольника зависит от уровня развития пассивного и активного словаря ребенка, иными словами – лексический запас. То, как ребенок оформляет свое высказывание в собственном речевом потоке, указывает на его уровень развития грамматического строя речи.

Развитие словаря в период от двух до трёх лет отличается динамичным его пополнением. Это явление можно связать с тем, что игровая (в данный период могут наблюдаться элементы манипулятивной) деятельность характеризуется усложнением и разнообразием.

Ребенок раннего дошкольного возраста продолжает знакомиться с различными свойствами предметов, используя все анализаторы: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой и обонятельный. Важно, что у дошкольника в этот возрастной период, получается устанавливать простейшие связи между свойствами обследуемых предметов, обобщать их по сходным признакам. Но способности к пониманию такого обобщения еще не присутствует в полном объеме.

Третий год жизни активен не только в познавательной деятельности ребенка, но и в появлении в речи более точного произнесения слов и простых словосочетаний. Проявляется эта особенность в том, что не только близкое окружение понимает ребенка, но люди в социальной среде. Конечно, внешняя речь ребенка раннего дошкольного возраста еще далека от совершенства, так как в словах наблюдаются пропуски отдельных звуков, слогов, или, наоборот, вставляются лишние элементы в слова виде отдельных звуков или слогов. Поэтому задача, которая стоит перед педагогами и родителями ребенка – это не только накопление и уточнение пассивного и активного словарного запаса, но и совершенствование правильного произнесения слов.  В это случае, необязательно идти на занятия к учителю – логопеду, достаточно в домашней обстановке давать детям правильный (в некоторых случаях утрированный) речевой образец. Слова, произносимые ребенку, должны проговариваться четко и ясно, с повышенной артикуляционной моторикой. Не менее важно, после предъявляемого образца дать возможность малышу повторить слово и обязательно похвалить его в любом случае, устроил Вас результат или нет.

На протяжении третьего года жизни ребенок уже начинает высказывать элементарные суждения о предметах, явлениях, ощущениях, которые он видит или испытывает. При подобных высказываниях он может использовать простые предложения или заменять предложение одним словом, в которое он вкладывает несколько значений. Речь ребенка раннего дошкольного возраста еще настолько несовершенна, что они допускают ошибки в согласовании существительных в роде, числе, падеже, не употребляют предлоги. К этим проявлениям не нужно относиться с излишней строгостью, но и опускать их из внимания не следует.

Грамматический строй речи ребенка раннего возраста формируется постепенно, благодаря терпеливому речевому образцу со стороны родителей и педагогов, окружающих ребенка. Родителям рекомендуется проводить беседы с ребенком в виде вопроса – ответа, где вопрос взрослого – образец правильной речи, который стимулирует правильное речевое высказывание ребенка. Большую роль в формировании грамматических конструкций маленького дошкольника играют:

- чтение рассказов;

- заучивание потешек и небольших стихотворений;

- инсценирование знакомых для ребенка сказок.

Проблема звукопроизносительной стороны речи в этом возрасте не ставится на первое место. О качестве произносимых ребенком звуков в раннем дошкольном возрасте можно начинать судить лишь в том случае, когда словарный запас будет соответствовать возрастной норме дошкольника. Звуки, так и их сочетания в речевом высказывании усваиваются маленькими детьми через слово. Но, не обращать внимание на качество произнесения звуков родного языка мы не можем. Многим родителям в этом возрасте думается, что ребенок должен уметь произносить заветные звуки - Р и Л. Это далеко не так, время и порядок появления звуков в речи детей формируется в определенном порядке и у разных детей этот процесс не проходит стандартно. Обычно, от двух до трёх лет маленький дошкольник овладевает произнесением звуков:

- заднеязычных (к, кь, г, гь, х, хь);

- губных звуков (п, пь, б, бь, м, мь);

- переднеязычных (т, ть, д, дь, н, нь, сь);

- губно – зубных (ф, фь, в, вь);

- свистящих (с, сь, з, зь).

Что касается шипящих (ш, ж, щ, ч) и сонорных (р, рь, л)групп звуков, в этой возрастной категории они либо пропускаются или заменяются (с –сь, ф; з – сь,в; ц – ть; ш –сь, ть; ж –зь, дь; ч – ть; щ – т; р – ль; рь – ль; л - ль). Пропуски и замены шипящих и сонорных групп звуков нужно рассматривать, как вариант нормального развития ребенка раннего дошкольного возраста. Часто дети, достигшие среднего и старшего дошкольного возраста, не используют в речи звуки раннего онтогенеза, что составляет большую трудность в логопедической коррекционной работе. Учителю – логопеду приходится начинать коррекционное воздействие на речь ребенка с постановки и введения в речь более простых звуков. На взгляд родителей - это несерьёзная проблема, на которую не стоит уделять столько внимания, но учителям - логопедам известно, что если не осуществить полную звуковую коррекцию, то все недоработки неизбежно проявятся не только в устной, но и в письменной речи в школьном возрасте. Поэтому основной задачей родителей и социального окружения детей раннего возраста является проведение работы, которая направлена на овладение и совершенствование основных движений артикуляционного аппарата с параллельным контролем фонематического восприятия ребенка.

Как говорилось выше, в период от двух до трёх лет развитие словарного запаса, фразовой речи и звукопроизношения отмечаются бурным развитием. Вместе с тем не стоит забывать о том, что у разных детей процессы речевого и познавательного развития проходят неодинаково. Как известно, развитие речи зависит от ряда факторов:

- психического развития;

- физического развития;

- социального воздействия.

Именно в данный возрастной период очень важно выявить детей, которые по каким – либо причинам отстают в речевом развитии от своих сверстников. Используя игровые моменты, интересные для ребенка, необходимо понять:

1.     Интересует ребенка общение и имеет он в нем потребность?

2.      Прибегает (заменяет) общение жестами или мимикой?

3.     Использует в активной речи фразы или заменяет их слогами, короткими словами или восклицаниями?

4.     Находит понимание окружающих его людей общение ребенка, соответствует оно ситуациям, в которых находится ребенок?

5.     Исправляет ошибки и слушает речевые инструкции взрослого?

Если на все вопросы родители ребенка имеют отрицательные утверждения (в этом случае важно не оправдывать ребенка и не отстранятся от проблемы) и речевые недостатки не поддаются при правильном воздействии в течение длительного времени (примерно полгода), стоит обратиться за консультацией не только к учителю – логопеду, но и к психоневрологу.

Под пристальным вниманием должны оказаться дети, у которых в период интенсивной ранней речевой динамикой появляются запинки в речи по типу заикания. Чем раньше обратят на этот факт внимание родители и педагоги дошкольного учреждения, тем скорее начнется грамотная коррекционная работа над речевым развитием ребенка.