+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников

Автор: Лысова Светлана Николаевна

Краткое описание работы
Предложенная консультация для родителей , расскажет, как используется проектная деятельность в работе с дошкольниками. Статья поможет понять , что этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

 

Тема: «Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников»

 

 

 

                                                                 

 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования нацеливает педагогов на обновление и повышение качества дошкольного образования. Эти обновления должны быть направлены  на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольного образовательного учреждения при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольных учреждений стал широко использоваться метод проектной деятельности.

 

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность  экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

 

 Что такое проект? Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания и развития  личности ребёнка.

 

Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

К задачам развития относится:

 

 Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

 

Развитие познавательных способностей;

 

Развитие творческого воображения;

 

 Развитие творческого мышления;

 

 Развитие коммуникативных навыков.

 

В проектной деятельности ребёнок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда необходимо: - заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми);

 

- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; - согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

 

 

 

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

 

 Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

 

 Особенности проектной деятельности: проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием; участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование,  проектная деятельность имеет адресный характер.

 

Типы проектов:

 

1.   По доминирующему методу: исследовательские, информационные,
творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2.   По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и
природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4.   По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной
группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5.  По количеству участников: индивидуальный, групповой и фронтальный.
6.   По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и
долгосрочный.

 

Методы проекта:

 

-наблюдения;

 

-совместные творческие игры;

 

-игры-эксперименты;

 

-диагностические процедуры;

 

-обучающие проективные игры;

 

-познавательная деятельность;

 

-игры-сказки, драматизации;

 

песочная терапия;

 

сказкотерапия;

 

выставочная деятельность;

 

презентации.

 

 

 

Этапы разработки и проведения проекта:

 

 

 

1.Постановка проблемы. Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы Вовлечение дошкольников в решение проблемы (детская цель) Педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

 

 2. Планирование проекта . Составление плана движения к цели Обсуждение плана работы с родителями воспитанников Обращение за помощью к специалистам ДОУ, родителям (творческий поиск) Изготовление плана-схемы реализации проекта Сбор информации, материалов для реализации при помощи различных средств.

 

На этом этапе составляется план деятельности по достижению цели:

 

- К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); В каких источниках можно найти информацию; Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование); С какими предметами научиться работать для достижения цели.

 

3.Основной этап проекта: Организация разнообразной деятельности (игры-праздники, наблюдения, экскурсии, опыты, творческие задания и др.) Домашние задания для родителей и детей. Самостоятельные творческие работы: поделки, рисунки, альбомы, выпуск газет, выставка плакатов и пр., подбор материалов

 

4.Результаты  проекта: Организация презентации проекта через различные формы (праздники, открытые мероприятия для родителей, выставки, составление книг, альбомов и др.) Выдвижение новых проблем, идей. Подведение итогов обобщения опыта, через различные формы .

 

 

 

 Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

 

 Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проектов способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

 

 Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

 

 Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности

 

Список литературы
1.    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
2.    Евдокимова Е.С., Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
3.    Научно Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. –М.: АРКТИ, 2003.- 96с. (Развитие и воспитание дошкольника).