+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Нетрадиционные методы терапии – эффективные средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи

Автор: Максимова Ирина Анатольевна

План:

1.    Су-джок терапия

2.    Музыкотерапия

3.    Хромотерапия

4.    Аромотерапия

5.    Песочная терапия

Цель: использование нетрадиционных методов терапии в коррекционной работе для преодоления речевых нарушений у детей

Задачи:

1.    Нормализовать мышечный тонус

2.    Стимулировать эмоциональное состояние

3.    Повысить работоспособность, настроение и уверенность в себе у детей

4.    Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга

5.    Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат

6.    Развивать тактильно-кинестетическую чувствительную и мелкую моторику рук

7.    Расширять словарный запас, связную речь, формировать фонематический слух.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, изо-, АПИ-, глино-, воско-, кристаллотерапия и другие).

Су - джок терапия.

Цели:

ü Нормализовать мышечный тонус;

ü Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного

ü мозга

Су - джок акупунктура («су» - кисть, «джок» - стопа) последнее достижение восточной медицины.

Первой ступенью су - джок терапии может легко овладеть каждый человек.

Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «Дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки.

Су - джок терапия - это высокая эффективность и простота, наилучший метод самопомощи, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Музыкотерапия

Цели:

ü Создавать положительный эмоциональный фон реабилитации.

ü Стимулировать двигательные функции.

ü Развивать и корректировать сенсорные процессы (ошущение,

ü восприятия, представление) и сенсорные способности.

ü Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат

ü Растормаживать речевую функцию.

Приёмы:

ü Прослушивание музыкальных произведений.

ü Ритмические движения под музыку.

ü Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

ü Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

ü Улучшению общего эмоционального состояния детей.

ü Улучшению исполнения качества движений (выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений).

ü Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений.

ü Стимуляции речевой функции.

ü Нормализации просодической стороны речи (тембр, ритм, темп,

ü выразительные интонации).

 

Хромотерапия (цветотерапия, светотерапия )

Цели:

ü Нормализовать мышечный тонус.

ü Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия — это наука, изучающая свойства света и цвета.

Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, бодрят, другие раздражают, угнетают.

Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами: научных исследований.

Воздействие цвета на организм ребёнка:

ü Синий - успокаивает, расслабляет.

ü Голубой — снижение спазмов, тормозящее действие. Рекомендуется после артикуляционной гимнастики.

ü Красный - повышает физическую работоспособность.

ü Розовый — ощущение теплоты, стимуляция психических процессов. Рекомендуется перед дыхательной гимнастикой.

ü Зелёный - успокаивающее действие, создание хорошего, настроения. Рекомендуется использовать в итоге занятия на этапе автоматизации поставленных звуков в скороговорках в тексте.

ü Желтый - цвет радости и покоя, нейтрализация негативного, действия. Рекомендуется использовать в моменты поощрения.

 

Ароматерапия

Лечение с помощью эфирных масел разных растений

Цели:

ü Нормализовать мышечный тонус;

ü Повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел:

Лимон

Можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение.

Лаванда. Жасмин

Концентрация внимания.

Ромашка, мандарин

Успокаивающее воздействие.

Розмарин, шалфей, масло чайного дерева

Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной

работоспособности.

Эвкалипт

Устраняет повышенную утомляемость, сонливость. Выявляет скрытые резервные силы в организме. Оживляет умственную деятельность.

Пихтовое масло

Устраняет астено-депрессивное состояние, необоснованное беспокойство. Придёт чувство уверенности. Антисептическое средство при вирусных инфекциях.

Кедровое масло

Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.

Песочная терапия

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и легкий или тяжёлый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму.  В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях. 

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Принцип «терапии песком» был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.  Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими.

Работа над развитием речи – сложный порой рутинный труд, требующий от ребенка приложения воли. Работа логопеда состоит  в том, чтобы превратить эти занятия коррекционно – развивающей направленности в желаемые и долгожданные. «Пескотерапия» как раз и явилась тем мотивирующим фактором. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Основные принципы игры на песке: 

·        стимулирующая среда (создание игровой ситуации);

·        доступность;

·        адаптация речевого материала (подбор заданий и игр в сказочной форме);

·        реальное «проживание», проигрывание ситуации вместе с героями;

·        эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка); 

    Для песочной терапии на логопедических занятиях необходимо создать специальную развивающую среду. В качестве песочницы понадобится небольшой водонепроницаемый ящик, который на 1/3 заполняется песком. Песок должен быть чистым, просеянным и прокалённым в жаровом шкафу. Можно использовать мелкий, кварцевый, строительный песок.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (животные, люди, предметы окружающей среды и интерьера, обитатели водного мира, естественные природные предметы, фантастические персонажи и герои сказок, транспортные средства и др.). 

 В кабинете логопункта имеются картотеки «песочных» игр, которые мы применяем на индивидуальных и мини – подгрупповых занятиях с детьми.

·        На развитие фонематического слуха;

·        На развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

·        По обучению грамоте;

·        На развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания;

Игры на песке очень интересны и разнообразны, они являются обучающими, познавательными и проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке. 

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больше воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

·        усиливает желание ребенка узнать что – то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

·        в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание);

·        развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

·        стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

·        совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

·        способствуют расширению словарного запаса;

·        помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

·        позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

·        способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

·        помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

·        повышают интерес к логопедическим занятиям.

 Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Взаимодействие стабилизирует эмоциональное состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее.  Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А именно, опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Список использованной литературы

1.    Журнал Дошкольная педагогика №4 «Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда», 2011

2.    Журнал Дошкольная педагогика №7 «Использование песочной терапии в логопедической работе», 2010

3.    Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., 1989

4.    Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи, СПб, 2004