+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Диалогическая форма речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Автор: Федорова Ирина Владимировна

     Речь    исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых  конструкцийсоздаваемых на основе определённых правил.

Речь представляет собой психолингвистический процессформу существования 

человеческого языка.

      Речь  элемент человеческой деятельностипозволяющий человеку познавать

 окружающий мирпередавать свои знания и опыт другим людям.  

      Посредством речи познается окружающий мир, строятся взаимоотношения между детьми. Умение правильно понимать и передавать информацию является одним из факторов успешной адаптации ребенка.  Особое значение для взросления старшего дошкольника имеет диалог, который позволяет сформировать межличностные отношения, помогает успешно овладеть родным языком, без знания которого сложно социализировать ребенка.

       Диалог – это процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации.

       У дошкольников из всех видов речевых расстройств чаще всего встречается общее недоразвитие речи (ОНР). Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при ней нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве фонетико-фонематические процессы, грамматический строй, лексика, в том числе связной речи. Эти дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в упрощенном виде и ограниченном объеме, испытывают большие затруднения в программирование высказывания, в синтезирование отдельных элементов в структурное целое и отборе материала для той или иной цели. Всё это приводит к тому, что дети значительно отстают от возрастной нормы. Недостатки в формировании диалогической речи у дошкольников с ОНР в основном проявляются в нарушении средств общения. Ограниченный словарный запас, простые предложения, грубые ошибки в понимании речи, полиморфное нарушение звуков, аграмматизмы в экспрессивной речи,  это приводит к нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия дошкольников, и серьезные проблемы создаются на пути их обучения и развития.  В дошкольном периоде важно развивать диалогическую форму речи. На протяжении всего дошкольного периода необходимо развивать у дошкольников умение строить диалог: отвечать, спрашивать, возражать, объяснять, возражать, подавать реплику. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Также они не всегда полностью понимают смысл прочитанного, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняется в выборе необходимого слова. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы. Экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда и родителей. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.   Диалог между ребенком с ОНР и сверстником или взрослым, оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Маленький словарный запас, который имеется у детей, отображает основным образом явления и предметы, которые воспринимаются посредством органов чувств. При глубоком недоразвитии не отмечается стойкое использование морфологических элементов, которые служат для выражения грамматических значений

Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является ряд моментов:

1)                 Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы. Например, звук с мягкий, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет следующие звуки: с твердое - ц ш, ч, щ.

2)                 Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене соноров, свистящих и шипящих. 3)                 Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному.

4)                 Смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их. Это чаще всего касается йотированных звуков и звуков ль, г, к, х при этом наблюдается искажение артикуляции некоторых звуков межзубное произношение свистящих, горловое р и др. Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, звукопроизношении с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин, подготовка рассказа-описания. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.  При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, отдельные звенья, теряют действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для детей, которые обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. В словаре детей мало обобщающих понятий, Антонимы не используются, мало синонимов. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной. У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям младшего дошкольного возраста в процессе овладения речью.

Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов, в особенности в сфере фонетики речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения.

У таких детей более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в конечном итоге, позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

 

 

 Литература:

 

 1.   Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [текст] / А. Г. Арушанова // дошкольное воспитание. — 2001. — № 5 — 78 с.

2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.

3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [текст] / Г.А. Волкова. – сею: детство-пресс, 2004 — 144 с.

4. Салагина, Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Н. Салагина // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 750-753.

5. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева. - М.: Изд. – во ГНОМ и Д, 2000. — 128 с. П

6. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.в. Щербы. Спб., 2007. - 259с. 36.