+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Почерк. Красивый или понятный?

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для специалистов.

Дискуссии по поводу почерка в образовательной среде – проблема актуальная во все времена. Если опираться на общепринятое понятие почерка, то можно сделать вывод, что это индивидуальная система двигательных навыков при помощи которой выполняются условные графические знаки. Но при этом не стоит забывать, что письмо представляет собой сложнейший когнитивный навык, не только с точки зрения мелкой моторики, как думают многие родители. Письмо представляет собой сложнейший, последовательный комплекс движений и действий, которые связаны не только с мелкомоторными движениями, но и с познавательной сферой ребенка. Содружественная работа данного «комплекса» позволяет перекодировать звучащую фонему в графему. В процессе затронуты все функции когнитивной сферы: слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания, слухоречевой памяти, мыслительных процессов. Иными словами, письмо – это комплекс познавательных функций, который к началу школьного периода должен развиться до конкретного уровня.

К сожалению, на сегодняшний день менее, чем у половины учащихся первых классов уровень сформированности речевых навыков находится на уровне готовности к обучению письму. Первокласснику предстоит не только повторять элементы букв за учителем, он должен услышать звук, который обозначает изучаемая буква, сложить ее элементы в конкретный образ и только после этого отразить его на бумаге, да еще и красиво. Сложный процесс для начинающего, учитывая тот факт, что вся предлагаемая последовательность происходит одновременно. Соответственно, если ребенок подошел к началу школьного обучения с недостаточно развитой познавательной сферой, а количество таких детей составляет больше половины учащихся, то научиться писать ему будет очень трудно. Данная причина является первым препятствием успешным овладением письмом. Ко второй причине можно отнести стремительный темп освоения программного материала в современных образовательных программах. В последнее время на уроки чистописания отводится малое количество часов. Ведь чистописание – это автоматизация полученного умения, по факту получается, что умение дано ребенку, но не отработано. А так, как только автоматизированное умение переходит в стойкий навык, то получается, что выработки навыка просто не существует, на него не хватает программного времени. Из этого следует, что если мы перескакиваем через важные этапы в формировании навыка письма, то теряются его качественные показатели и в итоге мы получаем непонятный почерк у учащихся. Все умения, которые предлагаются к усвоению в начальной школе должны развиваться медленно и постепенно, а это, к сожалению, отсутствует. Третья причина, не менее важная, которая также тормозит процесс становления красивого почерка – это то, что к процессу обучения в школе приступают дети, не достигшие семилетнего возраста. Конечно, это связано и с проблемой познавательной сформированности, но есть другая причина – физиологическая готовность к школе. Получается мы усаживаем за парты детей, которые еще не готовы к длительным статическим нагрузкам. Напомним, что в 6 – 6,5 лет ребенок может вынести статическое положение от 25 – 30 минут, не больше! А в первом классе урок длиться 40 минут, взрослым разница в 10 минут покажется несерьезной, но для ребенка она огромная. Поэтому, только в 7-7,5 лет ребенок будет готов к тем интеллектуальны и физическим нагрузкам, требованиям, интенсивности представления программного материала, которые сейчас диктует современное образование.

Возникает вопрос, что должно насторожить родителей, если ребенок пишет некрасиво. В первом классе, на начальном этапе становления навыка письма, мы не можем говорить о каких-либо нарушениях. Иными словами, проблема некрасивого почерка в первом классе – не повод тревожится. Но, если дальше у ученика не получается держать ровную строчку, буквы получаются с разной величиной, наклоном и нажимом в этом случае ребенка следует показать специалистам, в первую очередь, логопеду, дефектологу и психологу. Специальная диагностика поможет определить проблему, из – за которой ребенок испытывает трудности в обучении. Это может быть связано не только с недоразвитием какого – либо процесса в познавательной и речевой деятельности, но и с общим эмоциональным состоянием ребенка. Необходимо обращать внимания на внезапные изменения в почерке учащегося. Бывают случаи, когда ребенок пишет понятно и красиво, и вдруг происходит некий сбой, почерк резко меняется, этот показатель служит тревожным сигналом для родителей и учителей. Подобная ситуация может указать:

- на стрессовое состояние школьника,

- на уровень его тревожности,

- на чрезмерную умственную и физическую усталость,

- на соматическое здоровье ребенка.

Эти факторы применимы к учащимся, при условии, что в обычном состоянии у ребенка не наблюдается проблем с письмом.

Нередки случаи, когда на логопедических занятиях, предполагающих индивидуальный темп работы, ребенок продолжает торопиться. На предложение писать медленно и разборчиво, учитель – логопед слышит ответ, что он так привык. Делаем вывод, что в условиях работы в классе, учеников всегда подгоняют и торопят. Это не говорит, что ученик не должен успевать за работой класса, но и ускоренный темп письма не является нормой.

На что нужно обратить внимание родителям, которые готовят ребенка к школе. В первую очередь развивать мелкую моторику, это не означает, что ребенку надо дать ручку или карандаш в руки. Начинать необходимо с формирования трехпальцевого хвата, сначала больших круглых предметов, затем бусин или даже гороха. Только после этого дать карандаш и проследить, чтобы он держал его правильно. Нельзя сразу заставлять малыша учить писать буквы, начинать необходимо с раскрашивания больших предметов. Пока ребенок не научился писать, он не должен этого делать. Родителям надо знать, что работа с прописями в старшем дошкольном возрасте не должна занимать более пяти минут в день, занятия больше пяти минут не имеют никакого смысла, они идут в разрез с познавательным развитием ребенка.

Важно знать, что нельзя учить ребенка старшего дошкольного возраста написанию прописных букв, только печатные и то, это последний этап в обучении дошкольника грамоте. Оставьте работу по формированию у ребенка навыка письма учителю начальных классов. Ведь очень сложно переучивать ученика, которого научили неправильно держать ручку и прописывать элементы букв. Уже не ведется разговор, что обучение чтению с букв категорически запрещено, а это делает огромное количество родителей.

Что касается детей младшего школьного возраста, то процесс письма в школьных и домашних условиях закреплять в неторопливой обстановке. Если в школе подобный темп работы маловероятен, то постарайтесь обеспечить его в домашних условиях. Это не говорит, что ребенок должен растягивать время на целый день, нет, временные рамки оговорить надо. Можно разделить задание на небольшие части, между которыми ему можно предложить физическую активность в течении пяти минут, но не заменять ее телефоном или телевизором. Не нужно заставлять ребенка переписывать работу, особенно мальчиков. Переписанное в итоге всегда будет гораздо хуже, чем первоначальный вариант.

В заключении, надо отметить, что эстетическое восприятие почерка – вещь индивидуальная. С другой стороны, четкий, аккуратный и читаемый почерк – это необходимость. Ученик учится писать не только для себя, а для того, чтобы грамотно излагать свои мысли в письменном виде, понятных для окружающих. Для младшего школьника цель определить лучше конкретно – написание четких и читаемых букв, имеющих одинаковые размеры. Чем проще определение в младшем школьном возрасте, тем оно легче в своей реализациии.