+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие связной речи у младших школьников с ОВЗ

Автор: Зайруллина Екатерина Юрьевна

Развитие связной речи у младших школьников с ОВЗ.

Успешному обучению ребёнка способствуют множество факторов, и одним из них является - связная речь. Полноценное восприятие, анализ и воспроизведение учебных материалов, возможность отвечать развёрнуто, грамотно излагать мысли — все это является необходимым для достаточного уровня развития связной  речи у учащихся. Связная речь - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. От уровня развития связной речи зависит успеваемость ученика: его ответы у доски, рассуждения на уроках, составление и написание изложений и сочинений. Не умея чётко формулировать мысли, образно и логично высказывать их, невозможно полноценное обучение, общение, самопознание и саморазвитие личности в целом.

Данному вопросу посвящены исследования многих учёных. Особенно актуальна эта проблема в отношении учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Становление связной речи у таких детей осуществляется более медленнее и обладает определёнными особенностями, такими как недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико фонематической, лексической, грамматической) и недостаточной сформированностью семантической стороны речи.

Но несмотря на разнообразие методов и форм работы по развитию связной речи у дошкольников и младших школьников с ОВЗ, данная проблема на сегодняшний день по прежнему остаётся актуальной.

У младших школьников с ОВЗ может быть нарушен как внутренний (смысловой) уровень, так и языковой уровень связной речи. Внутреннее программирование связной речи оказывается нарушенным в той или иной мере. Чем сложнее задание, чем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее его выполнить. Например, составление рассказа по серии сюжетных картинок осуществляется легче, чем по одной сюжетной картинке. Это объясняется тем, что в задании рассказать по серии сюжетных картинок уже присутствует определённый алгоритм связных высказываний (последовательность событий, изображённых на картинках). При составлении же рассказа по сюжетной картинке такие опорные последовательные звенья не наблюдаются, что значительно снижает качество восприятия и передачу описания сюжета. У детей фиксируется трудности при переводе зрительных впечатлений в словесную форму, поэтому рассказы по сюжетной картинке характеризуются определёнными особенностями.

Развитие связной речи у детей с различными формами речевых нарушений — это сложный, продолжительный процесс, который требует целенаправленной систематической коррекционной-логопедической работы.

В личном опыте учителя-логопеда используется ряд методик, разработанных психологами и логопедами, направленных на развитие связной речи. В методиках, разработанных Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, А.Н. Гвоздевым работа ведётся с опорой на предложение как основную семантико-синтаксическую единицу языка.

Основным приёмом работы при этом является формирование лексико грамматической стороны речи – обучение детей развёрнутому высказыванию, переходу от простых, односложных предложений к развёрнутым сложносоставным. Многие авторы уточняют, что развитию связной речи предшествует работа по развитию умения ребёнка описательной связной речи.

При использовании данных методик необходимо ориентироваться на уровень развития каждого конкретного ребёнка.

Недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи) вызывает трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР.

Задачей учителя-логопеда в школе является своевременное выявление, предупреждение или коррекция нарушений связной речи у младших школьников. Целью логопедической работы является формирование связной речи у младших школьников ОВЗ.

Задачи коррекционной работы:

-  пополнение и активизация пассивного и активного словарного запаса;

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи.

Работа по формированию связной речи основана на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Определяющим принципом в формировании связной речи является принцип коммуникативного подхода. Этот принцип предполагает овладение навыками построения связного развёрнутого высказывания в доступных для конкретного возраста формах в соответствии со следующими требованиями речевой коммуникации: 

-  адекватность заданной теме;

- достаточная полнота передачи информации о предмете сообщения;

- смысловое построение сообщения, обеспечивающее связность изложения и последовательное раскрытие темы;

- соответствие языковой формы сообщения нормам родного языка.

Особое внимание уделяется обучению тем видам связных высказываний, которые используются в процессе усвоения детьми знаний на начальных этапах школьного обучения (развёрнутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии).

Работа над связной речью предусматривает взаимосвязь логопеда с работой учителя и родителями.  На занятиях и дома закрепляются навыки, полученные детьми в процессе логопедической коррекции. Логопед делится рекомендациями с учителем по конкретному ребёнку, а также сотрудничает с родителями учитывая специфику затруднений, чётко обозначив, что навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях, важно использовать и дома, для планомерного закрепления их ребёнком. Составляются специальные задания, упражнения, с помощью которых родители могут выполнить с детьми дома. Также важно понимать необходимость вариативности системы коррекции, связанную, прежде всего, с конкретными особенностями учащихся, способностями освоения материала и уровнем развития активного словаря.

Важность развития умений и навыков связной речи у детей с ОВЗ обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает затруднения, и в самопроизвольном развитии, не достигает того уровня, которого можно достичь благодаря специальному коррекционному обучению. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи детей с ОВЗ должна быть направлена на формирование глубинно-семантических и поверхностной структур речевых высказываний, развитием мышления, расширением познавательной

деятельности, формированием мотивационной сферы. Учитывая особенности связной речи, уровень развития, симптоматику и механизмы, организовать индивидуально-дифференцированный подход к проведению коррекционно-развивающего воздействия с учетом этих особенностей, осуществлять комплексный подход к развитию связной речи с участием логопеда, учителя начальных классов и родителей, развитие связной  речи детей с ОВЗ в условиях начального общего образования становится приемлемым.

Долговременная, системная коррекционная работа способствует развитию умений и навыков построения связного высказывания, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов анализа и синтеза мыслительной деятельности.  

Литература:

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель :

Транзиткнига, 2006. - 158с.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.:

Национальный книжный центр, 2015. (Развитие и коррекция.)

4. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушение речи и их

коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2004. -

303 c.

5. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая

тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. -. СПб.: Детство-пресс, 1999.

6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся

общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984