+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Понятие "фонематические процессы" в логопедии

Автор: Буторина Ирина Сергеевна

Теория и практика логопедической работы показывает, что важнейшим условием полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря которым ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи.

Исследованием фонематических процессов занимались такие отечественные ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, и другие.

Фонематическая система включает в себя фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.

Понятие «фонема» впервые было введено известным советским учёным Л. С. Выготским. По его мнению, фонема является звуком, имеющим определённое значение. Ученый обратил особое внимание на восприятие фонем, упомянув о том, что оно происходит только на фоне звучащей человеческой речи.

Так же Л. С. Выготским был введён термин «фонематический слух», который включает в себя способность слышать наличие звука в слове, различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, а также слова близко звучащие, но разные по значению.

Понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» часто считают тождественными. Однако Г. В. Чиркина отмечает, что их необходимо отличать друг от друга. Поэтому следует уточнить их значение.

В понятийно-терминологическом словаре логопеда «фонематический слух» определяется способностью человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слуха, обеспечивающего восприятие фонем родного языка.

Исследователи речевого развития понимают сформированность фонематического слуха по-разному, однако сходятся в том, что уже в два года «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.

А. Р. Лурия определяет фонематический слух как способность к обобщению разных звучаний в определённые группы. При этом существенные признаки звуков используются, а случайные игнорируются.

Т. В. Туманова и Т. Б. Филичева понимают данный термин как способность практическим обобщениям понятий как о звуковом, так и морфологическом составе слова.

М. Е. Хватцев говорит о том, что благодаря фонематическому слуху человек способен воспринимать звуки речи как смысловые единицы. И только при наличии данного компонента возможно восприятие не только звуков речи, но и смысла отдельных слов.

Также Г. В. Чиркина отмечает, что фонематический слух является частью физиологического слуха человека. Его роль заключается в сопоставлении услышанных звуков с их эталонами, хранящимися в памяти человека. Развитый фонематический слух позволяет слышать фонемы родного языка.

В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развивать наиболее высокие формы фонематического слуха, при которых бы детям удавалось разделять слова на звуки, определять порядок звуков в слове, то есть анализировать звуковую структуру слова.

Д. Б. Эльконин называет такие специфические действия по анализу звукового состава слова фонематическим восприятием. Также он предположил, что фонематическое восприятие включает в себя умение определять наличие или отсутствие звука в слове, местоположение звука в слове, последовательность звуков, а также их количество.

Однако, по мнению Г. В. Чиркиной, фонематическое восприятие – есть способность различать фонемы родного языка, а также определять звуковой состав слова.

По мнению А. М. Бородич, фонематическое восприятие представляется аналитической деятельностью ребёнка, в которой речь делится на составляющие элементы и последовательно анализируется. Иначе говоря, под данным процессом понимается выделение предложения на фоне речи, слова на фоне предложения, звука на фоне слова.

М. Г. Генинг и Н. А. Герман определяют фонематическое восприятие как способность воспринимать звуки речи на слух, а также дифференцировать их. Исследователи рассматривают данный процесс как способность, а не умение, тем самым приравнивая исследуемое понятие к фонематическому слуху.

Согласно данным Л. Е. Журовой и Д. Б. Эльконина, фонематическое восприятие у детей формируется только в процессе специального обучения и является результатом развития наиболее высоких форм фонематического слуха. Под данным термином понимается специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова.

Восприятие речевых звуков реализуется в процессе взаимодействия слуховых и кинестетических раздражений, поступающих в кору головного мозга. С течением времени такие раздражения дифференцируются, далее становится возможным выделение определённых фонем. Благодаря аналитико-синтетической деятельности происходит обобщение признаков фонем, а также различение их со схожими.

В. И. Бельтюков и Л. В. Бондаренко определяют сущность механизма «фонематического восприятия». Она связана с интегративной природой фонем, которые включают акустические и артикуляционные признаки. Они взаимосвязаны друг с другом, ассоциируются одномоментно и составляют единое целое. Но если хоть один из этих компонентов деформируется, способность дифференцировать определённые фонемы утратится.

Напротив, по мнению А. Н. Корнева, количество дифференциальных признаков фонем весьма избыточно, что позволяет различать их, опираясь не на все признаки. Нарушение фонематического восприятия приводит к утрате способности различать определённые звуки, что влечёт за собой трудности в образовании условных связей между образами звуков и их значениями.

На основе понятийного анализа, мы можем сделать вывод о том, что фонематический слух способствует узнаванию и различению фонем родного языка, а фонематическое восприятие позволяет дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слов.

Далее мы рассмотрим такие понятия, как «фонематический анализ», «фонематический синтез», «фонематические представления».

По мнению Т. В. Волосовец, фонематический анализ – это операция мысленного деления различных звукокомплексов на фонемы: слов, слогов, а также сочетаний звуков.

Л. Г. Парамонова считает, что фонематический анализ – это умение разделять услышанное слово на составляющие его звука, а также ясно представлять его звуковую структуру.

Фонематический синтез представляет собой умение соединять отдельные звуки в целое слово, а в последующем узнавать это слово.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения отдельных частей в единое целое. Фонематические анализ и синтез являются противоположными, но неотделимыми друг от друга понятиями, находящимися в тесной взаимосвязи.

Г. В. Чиркина и Т. Б. Филичева подчёркивают неоценимую роль фонематического анализа и синтеза. По их мнению, опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова целесообразно с самого начала обучения. Умение выделять звуки из состава слова играет весомую роль при устранении недостатков фонематического развития.

Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ и синтез слов в умственном плане, на основе представлений.

Р. И. Лалаева определила, что фонематического представления – это образы звуковых оболочек слов, которые сохранились в сознании и образовались на основе раннего восприятий данных слов.

Таким образом, мы узнали, что фонематические процессы включают в себя фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления, узнали их определения.