+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Организация логопедических занятий дома по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков" (подготовительная группа ДОУ)

Автор: Растокина Любовь Викторовна

Мастер-класс для родителей  «Организация логопедических занятий дома по подготовке артикуляционного аппарата  к постановке звуков».

Дата проведения 13.02.2020г.

 

Цель: Познакомить родителей с важностью и с формами участия семьи в развитии речи детей (звуко-произносительной стороны речи).

 

Задачи: 1) Оптимизировать взаимосвязь и взаимопомощь участников образовательного процесса в коррекции звукопроизношения  воспитанников ДОУ.

 2) Обозначить этапы работы по коррекции звукопроизношения в детском саду и дома.

3) Активизировать знания родителей о требованиях к проведению и содержанию артикуляционной гимнастики.

4) Способствовать созданию положительного эмоционального настроя к логопедическим занятиям.

5) Развивать творческие умения родителей.

 

Оборудование:

- Большое настенное зеркало

- Индивидуальные зеркала (по количеству участников)

- Интерактивная доска

- Карточки с изображением артикуляционных профилей

- «Солнышко», вырезанное из бумаги

- Буклеты с изображением и описанием артикуляционных упражнений

- Конфеты чупа-чупс (по количеству участников)

- Воздушные шарики (по количеству участников мастер-класса)

 

Методические рекомендации:

Проводить мастер-класс рекомендуется в группе по 4-6 человек в целях создания комфортной, доброжелательной, деловой обстановке ; повышения эффективности и качества предлагаемого процесса.

 

Ход работы:

Приветствие логопедом родителей, ознакомление с темой, целью и задачами мастер-класса (использование интерактивной доски).

Использование логопедом «Ласкового солнышка» при знакомстве друг с другом (по кругу пускается бумажное «Солнышко», на лучиках которого каждый из участников мероприятия пишет в уменьшительно-ласкательной форме имени предыдущего участника группы), констатация положительного результата.

 

Логопед:

Первые пять лет жизни у ребенка активно развиваются органы артикуляции, отвечающие за правильную и красивую речь.

Родители – самые первые и самые важные учителя для своего ребенка.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеком от его рождения… Взрослым необходимо приложить много усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Этот мастер-класс поможет нам объединить усилия для успешного решения поставленных задач.

Важно помнить, что работа по коррекции недостатков звукопроизношения включает 3 основных этапа:

1.     Подготовительная гимнастика (артикуляционная, дыхательная, развитие фонематических процессов)

2.     Постановка звука

3.     Закрепление звуков в слогах, в словах и его введение в речь.

Наиболее подробно сегодня мы рассмотрим работу на первом этапе коррекции звукопроизношения. Подготовительная работа предполагает:

- формирование и совершенствование у ребенка фонематических процессов (фонематического слуха, внимания, памяти, умения различать речевые звуки, начала фонематического анализа и синтеза);

- укрепление мышц, координирование и оптимизацию движений артикуляционного аппарата;

- коррекцию неречевого и речевого дыхания.

В зависимости от конкретного случая длительность подготовительного этапа может варьироваться от нескольких занятий до нескольких недель. Это определяется уровнем сформированности артикуляционной моторики, состоянием фонематических процессов, а также индивидуальными особенностями ребенка. Выполнение родителями с ребенком комплекса определенных целенаправленных упражнений помогает подготовить артикуляционный аппарат к правильному звукопроизношению. Для формирования полноценных движений мышц переферической части артикуляционного аппарата (губ, челюсти, языка) необходима артикуляционная гимнастика.

 

Методические рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики:

- ежедневные проведения артикуляционной гимнастики (желательно два раза в день);

- соблюдение последовательности и ритмичности артикуляционных движений;

- проведение артикуляционных упражнений сначала в медленном, затем в более быстром темпе;

- проведение упражнений в игровой форме перед зеркалом в хорошо проветренном помещении;

- достижение четкости и правильности выполнения артикуляционных упражнений;

- оптимальное чередование видов деятельности, избегание переутомления ребенка;

- соблюдение определенного количества времени для упражнений на статику (удержание артикуляционной позы 5-10 секунд), количества повторений для упражнений на динамику (повтор движений 5-10 раз);

- обеспечение активности и заинтересованности ребенка.

 

Практическая часть:

Логопед раздает родителям зеркала, буклеты с изображением и описанием артикуляционных упражнений, артикуляционные профили и рассказывает сказку «Сказка о веселом язычке»:

- «Жил был Веселый Язычок. У него был дом – рот. В доме было 2 двери:

1-я дверь – губы (упр. «Заборчик»), 2-я дверь – зубы (упр. «Окошко»).

Язычок любит спать. У него есть подушка – нижняя губа (упр. «Лопатка»).

Нетрадиционная «Сладкая зарядка»

(упражнения с чупа-чупсом)

1.     Удержание губами (зубами) развернутого чупа-чупса 5 -10 секунд.

2.     Одновременное удержание губами (зубами) развернутого чупа-чупса 5 -10 секунд с движением палочкой чупа-чупса сначала вверх-вниз, затем из стороны в сторону.

3.     Удержание леденца языком (язык в форме «чашечки»).

4.     Прижимание чупа-чупсом «грибка» к небу.

5.     Движение леденцом по средней линии язычка от кончика к корню и обратно (5-10 раз).

Окончание мастер-класса:

Логопед предлагает участникам  группы надуть воздушные шарики под релаксационную музыку, подарить их друг другу и желает успехов в использовании рекомендованных приемов для коррекции звукопроизношения.