+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов

Автор: Корнева Наталья Николаевна

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Проблема нарушений письменной речи у школьников–одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Учитель начальных классов–первый помощник для ученика и его родителей. При необходимости педагог может направить ребёнка на консультацию к логопеду, невропатологу, чтобы совместными усилиями преодолеть возникшие трудности. В некоторых, не очень запущенных случаях, учитель сам может оказать посильную помощь ребёнку. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех. Предлагаю перечень заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель начальных классов может свободно включать в образовательный процесс, кроме того  это не будет тормозить прохождение программы т .е. препятствовать работе учителя и не будет дублировать работу логопеда. Профилактическая работа будет строиться поэтапно:1этап: развитие языкового анализа и синтеза;2этап: развитие слогового анализа и синтеза;3этап: развитие фонематического анализа и синтеза. Рассмотрим теперь какие задания можно давать на каждом этапе.1 этап работы–развитие языкового анализа и синтеза. Этот этап включает в себя работу над предложением: развитие умения анализировать предложения на слова, различать самостоятельные языковые единицы, конструировать различные виды предложений, работа с текстом без точек и заглавных букв. Основная задача на данном этапе работы: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, умение видеть начало и конец предложения. Работа над предложением ведется параллельно с работой над словосочетанием, чтобы дети умели дифференцировать понятия. Дается понятие «слово». Работа над предложениями начинается с простого нераспространённого предложения. В начале работы дать понятие, что такое предложение. Здесь могут быть предложены следующие виды работ: Детям предлагается предложение«Девочка читает сказку». Затем задаются вопросы: «Вам понятно, что я сказала? (Понятно). Про кого вы узнали? (Про девочку). Что вы узнали про девочку? (Девочка читает). Что она читает? (Сказку). Далее детям предлагаются три слова, несвязанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка. Далее даётся объяснение, что между словами нет согласования, они не составляют предложение. «Попробуйте сделать вывод, когда получается предложение?». Затем предлагается рассмотреть картинку и составить предложения, состоящие из 2 слов, поставить вопрос к каждому слову в предложении и ответить на него. Затем предложение разбирается графически. Так как сначала рекомендуется дать понятие «слово», затем«словосочетание» и только потом «предложение», то самые первые занятия работы посвящены «слову» .Предлагается составить вместе с детьми предложение, добавляя каждый раз по одному слову, начинается с двух слов. Дети должны увидеть, что чем больше слов в предложении, тем больше они узнают. На этом этапе работы повторяется, что есть слова, которые обозначают предмет, действие предмета. Повторяется графическое изображение предложения. (Всё это дети изучают на уроках русского языка).Начало предложения показывается уголком, а конец обозначают точкой. Всёповторяется.Затемпроводитсяработанадинтонационнойоформленностьюпредложения. Детям даются понятия об интонационной законченности предложений. Чтобы Правильно передать смысл рассказа очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращать внимание на то, как «взлетает» и «понижается» голос, т.е. повышается и понижается интонация. Тренировочные упражнения на определения конца предложения.  Дети поднимают карточку с точкой, если предложение закончено.