+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Причины, проявления, основные направления коррекционной работы при фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для педагогов и родителей.

В современном дошкольном образовании большой процент детей, имеют логопедическое заключение фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Данное нарушение характеризуется одновременным нарушением процессов фонематического восприятия и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей дошкольного возраста. Нужно помнить, что имея подобное логопедическое заключение дошкольники имеют сохранный интеллект и физиологический слух. Данная речевая патология имеет следующие проявления в речи ребенка:

- звуковые смешения,

- звуковые замены,

- звуковые искажения,

- неправильное построение слоговой структуры слова,

- минимальные нарушения лексических и грамматических категорий.

В норме, четырехлетний ребенок может воспринимать и различать на слух все звуки родного языка, слова. А также воспроизводить их правильно в собственной речи (активный словарь при этом должен соответствовать возрастным нормам ребенка). Если родители или педагоги наблюдают, что ребенок отстает в своем развитии от сверстников, то нужно обратиться к специалистам, чтобы своевременно диагностировать нарушения в развитии фонематического восприятия.

Причины, которые лежат в основе фонетико-фонематического недоразвития ребенка традиционно делятся на:

1.     Врожденные причины: к данному речевому расстройству приводят нарушения внутриутробного развития, родовые травмы.

2.     Приобретенные причины содержат несколько составляющих:

- вирусные заболевания, перенесенные ребенком, особенно в первый год жизни;

- головной мозг: сильная травматизация, сотрясения, потеря сознания.

- генетическая предрасположенность;

- сильные стрессовые, эмоциональные потрясения.

Основными проявлениями фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте представлены следующими дефектами:

1.     Искаженное произношение нескольких групп звуков.

2.     Звуковые замены артикуляционно-сложных звуков на более простые.

3.     Звуковые замены твердых согласных на мягкие согласные (дефект смягчения).

4.     Звуковая замена одним звуком целого ряда других звуков.

5.     Звуковые замены глухих и звонких согласных.

Напомним, что вышеописанные симптомы являются самыми распространенными, в логопедической практике их количество, гораздо, объемнее. Наряду с речевыми нарушениями, проявляются дефекты в развитии познавательных процессов ребенка, а именно:

- восприятие: цвета, формы, пространства;

- внимания: непроизвольного и произвольного;

- памяти: зрительной, слухоречевой;

- процессы мышления: обобщение, классификация, анализ, синтез.

Данные нарушения негативно сказываются на развитии ребенка дошкольного возраста. Поэтому основная задача образовательного учреждения – организация раннего обследования детей, с целью выявления речевой патологии и своевременной организации коррекционно-развивающего воздействия.

Основными направлениями коррекционно-развивающего воздействия по развитию речи детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, являются:

1.     Полноценное формирование звукопроизносительной стороны речи (постановка, автоматизация, дифференциация звуков в речи).

2.     Развитие фонематического восприятия, начальным формам звуко-буквенного анализа, соответствующих возрастным нормам ребенка дошкольного возраста.

3.      Развитие и понимания морфологических составляющих слова и согласовании их в словосочетаниях, фразах, простых предложениях.

4.     Обогащение пассивного и активного словаря дошкольника через использование новых способов словообразования, многозначности слова.

5.     Формирование умения у детей дошкольного возраста правильно составлять сначала простые, а потом распространенные предложения, употреблять составленные предложения в собственном монологическом высказывании.

6.     Развитие связной речи через использование мнемотаблиц и схем в работе над рассказом, пересказом и другими речевыми заданиями.

7.     Формирование начальных навыков чтения и письма на основе скорректированного звукопроизношения и фонематического восприятия.

Важно, что все направления логопедического воздействия при работе с детьми, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие взаимосвязаны и, невозможно, использовать одно без другого.

В заключении нужно сказать, что раннее выявление детей дошкольного возраста, которые имеют фонетико-фонематическое нарушение речевого развития, помогает полностью скорректировать недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия. Важно, при организации логопедического коррекционно-развивающего процесса организовать комплексное воздействие со всех сторон, а именно:

- учитель-логопед, организует четкую систему индивидуальных, групповых и фронтальных занятий;

- воспитатели и специалисты дошкольного учреждения, поддержание речевой активности и своевременная коррекция в организованной образовательной деятельности и режимных моментах;

- врачи, медикаментозная поддержка в трудных ситуациях, связанных с психическим и соматическим состоянием дошкольников;

- родителей, которые помогут создать комфортный микроклимат в домашней обстановке, своевременно отрабатывать домашние задания, которые дает учитель-логопед.

Слаженная работа всех специалистов и терпение родителей – залог успешной коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи ребенка дошкольного возраста.