Причины, проявления, основные направления коррекционной работы при фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
В современном дошкольном образовании большой процент детей, имеют логопедическое заключение фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Данное нарушение характеризуется одновременным нарушением процессов фонематического восприятия и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей дошкольного возраста. Нужно помнить, что имея подобное логопедическое заключение дошкольники имеют сохранный интеллект и физиологический слух. Данная речевая патология имеет следующие проявления в речи ребенка:
- звуковые смешения,
- звуковые замены,
- звуковые искажения,
- неправильное построение слоговой структуры слова,
- минимальные нарушения лексических и грамматических категорий.
В норме, четырехлетний ребенок может воспринимать и различать на слух все звуки родного языка, слова. А также воспроизводить их правильно в собственной речи (активный словарь при этом должен соответствовать возрастным нормам ребенка). Если родители или педагоги наблюдают, что ребенок отстает в своем развитии от сверстников, то нужно обратиться к специалистам, чтобы своевременно диагностировать нарушения в развитии фонематического восприятия.
Причины, которые лежат в основе фонетико-фонематического недоразвития ребенка традиционно делятся на:
1. Врожденные причины: к данному речевому расстройству приводят нарушения внутриутробного развития, родовые травмы.
2. Приобретенные причины содержат несколько составляющих:
- вирусные заболевания, перенесенные ребенком, особенно в первый год жизни;
- головной мозг: сильная травматизация, сотрясения, потеря сознания.
- генетическая предрасположенность;
- сильные стрессовые, эмоциональные потрясения.
Основными проявлениями фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте представлены следующими дефектами:
1. Искаженное произношение нескольких групп звуков.
2. Звуковые замены артикуляционно-сложных звуков на более простые.
3. Звуковые замены твердых согласных на мягкие согласные (дефект смягчения).
4. Звуковая замена одним звуком целого ряда других звуков.
5. Звуковые замены глухих и звонких согласных.
Напомним, что вышеописанные симптомы являются самыми распространенными, в логопедической практике их количество, гораздо, объемнее. Наряду с речевыми нарушениями, проявляются дефекты в развитии познавательных процессов ребенка, а именно:
- восприятие: цвета, формы, пространства;
- внимания: непроизвольного и произвольного;
- памяти: зрительной, слухоречевой;
- процессы мышления: обобщение, классификация, анализ, синтез.
Данные нарушения негативно сказываются на развитии ребенка дошкольного возраста. Поэтому основная задача образовательного учреждения – организация раннего обследования детей, с целью выявления речевой патологии и своевременной организации коррекционно-развивающего воздействия.
Основными направлениями коррекционно-развивающего воздействия по развитию речи детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, являются:
1. Полноценное формирование звукопроизносительной стороны речи (постановка, автоматизация, дифференциация звуков в речи).
2. Развитие фонематического восприятия, начальным формам звуко-буквенного анализа, соответствующих возрастным нормам ребенка дошкольного возраста.
3. Развитие и понимания морфологических составляющих слова и согласовании их в словосочетаниях, фразах, простых предложениях.
4. Обогащение пассивного и активного словаря дошкольника через использование новых способов словообразования, многозначности слова.
5. Формирование умения у детей дошкольного возраста правильно составлять сначала простые, а потом распространенные предложения, употреблять составленные предложения в собственном монологическом высказывании.
6. Развитие связной речи через использование мнемотаблиц и схем в работе над рассказом, пересказом и другими речевыми заданиями.
7. Формирование начальных навыков чтения и письма на основе скорректированного звукопроизношения и фонематического восприятия.
Важно, что все направления логопедического воздействия при работе с детьми, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие взаимосвязаны и, невозможно, использовать одно без другого.
В заключении нужно сказать, что раннее выявление детей дошкольного возраста, которые имеют фонетико-фонематическое нарушение речевого развития, помогает полностью скорректировать недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия. Важно, при организации логопедического коррекционно-развивающего процесса организовать комплексное воздействие со всех сторон, а именно:
- учитель-логопед, организует четкую систему индивидуальных, групповых и фронтальных занятий;
- воспитатели и специалисты дошкольного учреждения, поддержание речевой активности и своевременная коррекция в организованной образовательной деятельности и режимных моментах;
- врачи, медикаментозная поддержка в трудных ситуациях, связанных с психическим и соматическим состоянием дошкольников;
- родителей, которые помогут создать комфортный микроклимат в домашней обстановке, своевременно отрабатывать домашние задания, которые дает учитель-логопед.
Слаженная работа всех специалистов и терпение родителей – залог успешной коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи ребенка дошкольного возраста.