+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР

Автор: Речкалова Галина Александровна, Егорова Наталья Леонидовна

Развитие связной речи детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Речь — не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, один из главных показателей овладения языком, Это сложное последовательное изложение мыслей, желаний.  Поэтому проблемы формирования связной речи у детей являются немаловажными и на данный момент. Изучению вопроса были посвящены труды многих ученых-исследователей, таких как: Выготский Л.С., Лурия А. Р., Рубенштейн С.Л., Жинкин Н.И., Зимняя И.А. и другие.

Отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Родителей недостаточно общаются со своими детьми. Игнорируют речевые ошибки, сложности (в силу своей занятости или неграмотности). Что в свою очередь усугубляет ситуацию с речевым развитием.  

Уровень развития речи , а в дальнейшем и успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности, так и частных способностей, в том числе и коммуникативных.

Детям с общим недоразвитием речи овладение связной речью без специального коррекционного обучения представляется очень трудным. Наблюдается бедность речи, недостаточно развит словарный запас. У таких детей нарушено понимание логических связей и последовательности событий. Они не способны грамматически правильно построить предложение.  При построении высказывания дети предпочитают использовать простые не распространенные предложения. В речи присутствуют нелитературные слова и выражения, множественные нестойкие аграмматизмы, необоснованные паузы, лексические и логические повторы. Так же присутствует проблема с диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Поскольку речевые и психические процессы взаимосвязаны, при речевых нарушениях должно осуществляться комплексное воздействие, включающее не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию психических функций: внимания, памяти, мышления. Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники: Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Известная нам мнемотехника: «Цвета радуги»:  Каждый охотник желает знать, где сидит фазан - цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Или запоминание количество дней в месяцах по костяшкам на кистях рук.

Большинству людей сложно запомнить слова с непонятным, абстрактным значением. Информация, которую заучили, зазубрили, в скором времени исчезает из памяти. Для лёгкого запоминания, на долгий срок,  следует наполнить слово содержанием, визуализировать его. В этом как раз и способны помочь приемы мнемотехники. Но важно помнить: мнемотехника  не совершенствует память, она только облегчает запоминание информации.

Использование приемов мнемотехники должно соответствовать определенным требованиям и правилам:

– дети должны хорошо знать используемые знаки и символы;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– перед началом работы знаки и символы обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– дети должны понимать замысел графической схемы.

Одним из ведущих видов мнемотехники можно считать мнемотаблицы-схемы. Они используются:

• При отгадывании загадок

• При заучивании стихотворений

• При пересказе художественной литературы

• При составлении предложений

• Для обогащения словарного запаса

• При составлении описательных рассказов.

Работать в такой технике просто, дети с удовольствием запоминают тексты. При использовании в коррекционной работе можно наблюдать повышение объема зрительной и вербальной памяти, улучшение распределения и устойчивости внимания, активизацию мыслительной деятельность детей:

• умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

• развитие логики;

• развитие образного мышления;

• умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;

• развитие смекалки;

• тренировка внимания;

• навык правильного графического изображения.

В мнемотаблице можно изображать практически всё, что посчитаете нужным: графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, животных, некоторых действий, предметов и т.д. Но важно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Наглядное моделирование облегчает детям овладевать связной речью. Таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.