+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Логопедическая помощь в 1 классе с ТНР

Автор: Попова Екатерина Алексеевна

Краткое описание работы
В презентации представлена консультация для родителей, чьи дети посещают класс ТНР. Кратко описаны основные нарушения письменной речи - дисграфия и дислексия. Описаны виды дисграфии и приведены примеры. А также показаны примеры заданий, которые направленны на предупреждение нарушений письменной речи.

Добрый вечер, уважаемые родители!

          Основными направлениями работы логопеда в школе является не столько коррекция устной речи, но, главным образом, коррекция нарушений чтения и письма, а также их предупреждение. Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) являются самыми распространенными формами речевых нарушений у младших школьников. Поэтому крайне важно проследить за становлением этих навыков у учащихся первого класса.

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

1. Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов).

2. Достаточный   уровень   сформированности зрительно-пространственных представлений.

3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).

4. Развитая тонкая ручная моторика.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.

1.    Акустическая. Трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО, маШина-маСина, шлЯпа-шлАпа)

2.    Артикуляторно-акустическая. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия. («Зелёный Зонт» он назовёт «Селёный Сонт»)

3.    Оптическая. Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

4.    Аграмматическая. Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. (Козленки – козлята, кожевый – кожаный, красный ведро)

5.    Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза. Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза. («весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», ехала подороге)

Лабиринт

Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.

 

Найди меня

Для развития внимания предложите ребёнку картинки, где спрятаны буквы, цифры и фигуры. Задача — найти все.

 

Графический диктант

Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.

 

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

 

Ищи

 Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

 

Вы, родители, – важное и необходимое звено в работе. Тесное взаимодействие логопеда и родителей является неотъемлемой частью процесса по устранению речевых нарушений у детей. А также у Вас будут небольшие, но крайне важные для положительной динамики обязанности:

          - Систематическое посещение логопедических занятий ребёнком.

- Выполнять рекомендации логопеда и контролировать выполнение домашнего задания ребёнком. На каждое занятие приносить рабочую тетрадь.

- Сформированные логопедом навыки устной и письменной речи закреплять в повседневной речи ребёнка.

- По приглашению логопеда посещать консультации, родительские собрания.

Благодарю вас за внимание, готова ответить на ваши вопросы!