Вхождение в проект освоения программы "ПРОДЕТЕЙ" (из опыта работы учителя-логопеда)
Автор: Каночкина Ольга Евгеньевна
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего образования. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу а, следовательно, меняется подход к вопросу компетенций дошкольного педагога по вопросу отбора образовательных программ, отныне педагог ответственен за применение в своей деятельности той или иной образовательной программы.
(2 слайд) Для себя я выработала ряд вопросов, ответами на которые я руководствуюсь при выборе программы, а именно:
· где в программе ребенок? (Соблюдается ли «баланс инициатив» взрослый ребенок);
· способствует ли программа формированию у ребенка целостной картины мира?;
· носит ли программа реально интегрированный характер или в ней преобладают интегрированные (совместные) занятия различных педагогов?
· учитывает ли программа ведущую деятельность ребенка? На какую модель образования опирается программа (на личностно-ориентированную или учебно-дисциплинарную)? Ориентирована она на ребенка или на выполнение педагогом определенных требований? Взрослый в программе партнер или учитель? Он вместе с ребенком или над ним???;
· что формирует программа (знания, умения, навыки -ЗУН или компетенции)?;
· способствует ли программа формированию у ребенка чувства успешности, а в дальнейшем, активной позиции к миру?
Изучая программу «Университета детства» «Продетей» под редакцией Е.Юдиной, я пришла к однозначному выводу, что данная программа, наряду с программой «ОткрытиЯ» того же автора полностью, и что самое главное,- неформально соответствует ФГОС ДО.
(3 слайд)
Программа «ПРОдетей»:
v способствует развитию саморегуляции ребенка (способности планировать свою деятельность, контролировать собственные действия и настроение);
v учитывает индивидуализацию развития (партнерские формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы каждого ребенка);
v базируется на ведущей деятельности ребенка - игре;
v дает возможность работы в инклюзивном формате.
Все вышеизложенное способствовало вхождению специализированных логопедических групп нашего детского сада в проект по освоению программы «ПРОдетей»
К практике применения методики игрового обучения твердым и мягким навыкам в феврале 2018 года присоединилась подготовительная логопедическая группа нашего детского сада.
(4 слайд) Мы начали с того, что при подготовке к обучению грамоте стали использовать методику "Загадок" Суть методики состоит в том, что ребенку в индивидуальном или групповом (подгрупповом) порядке задается вопрос, на который он должен ответить только «ДА» или «НЕТ». Так при вопросе " Звук "Р" глухой?" использовались смайлики (желтый – весёлый - "ДА!" и синий – грустный -"НЕТ!"). Смайлики именные, подписанные самим ребенком с обратной стороны, хранятся в индивидуальных ячейках. Предварительно с детьми обсуждался вопрос,- какой смайлик, что будет обозначать. Единственное на чем нужно заострить внимание,- это на выборе цвета смайликов, в идеальном варианте,- они должны быть в одном цвете.
(Как вариант,- можно использовать цветные маркеры, заранее обсудив условные обозначения). Рассмотрим работу с загадками на следующем примере:
(5 слайд) Загадка в старшей группе («Может ли быть у жирафа 6 рожек?»), свободные ответы детей.
(6 слайд) Загадка о жирафе (обсуждение).
Если загадка предлагается всем детям, то она может быть на обозрении не более одного дня. После того, как все дети дали свой ответ на загадку, дети на круговом сборе обсуждают эту загадку, ведут подсчет положительных и отрицательных ответов, кого больше, кого меньше. Взрослый не дает категоричных оценок того или другого ребенка «Правильно - неправильно», он может задать вопрос: «Что тебе позволяет думать, так или иначе…» Дети в обсуждении с друг другом доказывают свою правоту.
Примеры «загадок» в подготовительной группе:
(7 слайд) «Звук «Л» можно петь и тянуть?»
(8 слайд) « В слове «Ёлка» четыре звука?»
(9 слайд) Загадки, придуманные детьми (баланс инициатив)!!!
· «В слове «КИТ» звук «К» - мягкий согласный и звонкий?»
· «А- гласный звук?»
· «Звук «С» - твердый и звонкий?»
(10 слайд) Одновременно мы запустили методику «парных коммуникаций». Дети сами с помощью «Доски выбора», цветных прищепок выбирают себе пару для коммуникации, садятся друг напротив друга (ни в коем случае не фронтально!!!) и начинают работать, у кого «рот»,- тот говорит, у кого «ухо»,- тот слушает. Если в паре, кто- то, что - то хочет уточнить, спросить, они могут поменяться карточками (Выполнение правила и саморегуляция!!!) Со временем внешнее выполнение правила (У меня ухо - я слушаю, у меня рот,- я говорю) переходит во внутреннее.
Так при прохождении групповой темы «ВОДА» дети в центре «ГРАММАТИКИ» поиграли в игру «Какое слово «съела» гусеница?» («ВОДОПАД», «ОКЕАН»), самостоятельно определили порядок букв в словах, и «надели» на слова нужные «костюмы» (провели звуковой анализ слов), затем «в парных коммуникациях» рассказали не только о проделанной работе, но и проверили правильность её выполнения друг другом.
(11 слайд) «Парные коммуникации»: учитель-ученик.
Ещё один нюанс парных коммуникаций!!! Один ребёнок выполняет роль «учителя», второй – «ученика», затем дети меняются ролями, (у кого "кисть с ручкой"- тот "ученик",- у кого "смайлик в очках и с книжкой,- тот "учитель»). В рамках групповой темы «ВОДА» дети поиграли в игру «Какое слово «съела» гусеница?»- «МОРЕ», «ОЗЕРО», провели звуковой анализ слов).
На первом фото слайда темноволосый мальчик синим фломастером в роли «учителя» исправляет ошибку своего партнера «ученика», перед «учеником» лист с заданием отсутствует,- оно на проверке у "учителя" Кстати, исправляет "учитель" ошибку следующую,- в слове "ОЗЕРО" у ученика на "Р" не указана его звонкость. На следующем фото, "учитель" уже указывает на ошибку "ученика". А ещё на одном фото, когда "учитель" прикладывает руку к горлышку,- он доказывает "ученику" его ошибку, аргументирует.
(12 слайд) «Парные коммуникации»: учитель-ученик, (ещё один пример)
(13 слайд) Самостоятельно придуманное «учителем» задание
игра «Лабиринт» (Пройти по лабиринту и прочитать «зашифрованное
слово «ВОДА»).
Зарисовка схемы лабиринта:
1. от . В 2к. О
2. от . О 3к. Д
3. от. Д 3к. А)
(рядом это задание, выполненное «учеником»)
(14 слайд) Самостоятельно придуманное «учителем» задание
На слово «РОБОТ» «надеть костюмы» (звуковой анализ слова)
(15 слайд) Самостоятельно придуманное «учителем» задание
игра «Сколько слов «съела» гусеница»»? (Д, И,С,К,Н,О)
Во время проверки "учителем" задания он не просто проверяет его, но и "ученику" разъясняет, что и почему он исправляет. Что касается оценки, то это не инициатива взрослого, просто во время "проверки и исправления ошибок", дети сами их выставили,- значит в такой "школьной, взрослой оценке" у детей есть потребность! Хочу добавить... , тот "ученик", кто получил тройку остался очень доволен.
(16 слайд) И ещё один пример заданий «учителя» с использованием методики «Загадок»
В слове «СТУЛ» все «костюмы» «надеты» правильно? Если нет, то резинкой и ручкой исправь ошибку.
(17 слайд) пример заданий «учителя» с использованием методики «Загадок»
«Звук «О» можно тянуть и петь?»
Покажи сколько слогов в слове «КОТИК»
(18 слайд) Парная коммуникация «Учитель-ученик». («Обучение» «учителем» игре «Сколько слов «съела» гусеница?» + итог проверки «учителем» выполненного задания). На сей раз «учитель», обучая «ученика», сел с ним коммуникацию рядом, а не напротив.
«Парные коммуникации» повышают самооценку, а что ещё самое важное, - ничто так не "обучает" ребенка как тьюторство сверстника, (ни один педагог, даже самый золотой не смотивирует ребенка лучше, чем детское сообщество), об этом ещё Екатерина Мень говорит на своих семинарах, а она работает со сложной патологией).
В сентябре 2018 года в парные коммуникации вошла старшая логопедическая группа.
(19 слайд) Парные коммуникации в старшей логопедической группе в рамках групповой темы "Животные наших лесов".
Предвосхищая восклицания некоторых своих коллег по поводу того, что всё это хорошо при неотягощенных диагнозах, хочу сказать, что все это хорошо при чисто речевых нарушениях и ОТЛИЧНО при сложной структуре дефекта, когда главная задача педагога вывести ребёнка на коммуникацию. На фото дети в паре "речевой диагноз"- "осложненный диагноз". Если ребенок неречевой, то в парную коммуникацию сажусь с ним я или вместе с ним в коммуникацию с другим ребенком. Часто большую часть проговариваю за ребенка,- для меня главное, чтобы он вступил в доступную коммуникацию, а затем уже эту коммуникацию я совместно с детьми - "тьюторами" стараюсь "оречествить", это есть выход на зону ближайшего речевого развития ребенка. Так в парной коммуникации на тему "Что нового я узнал на сборе о пихте" практически безречевой ребенок, говорящий только "папа" и "мама", вдруг выдает: "ВЫВОКАЯ" (ВЫСОКАЯ), и это самое главное!!!
(20 слайд) Парные коммуникации в старшей логопедической группе в рамках групповой темы «Пингвины».
(21 слайд) Парные коммуникации «учитель-ученик» в старшей группе
(тема: «Пингвины», «обучение» «учителем» составлению рассказа по серии сюжетных картинок). В паре «учитель» - с высоким уровнем самостоятельного рассказа в зоне актуального развития, «ученик» - самостоятельный рассказ в зоне ближайшего развития).
Что ещё привлекло педагога в методике?! Привлекла мобильность методики, её легко применить как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, как в совместной со взрослым деятельности, так и в самостоятельной. И последнее, что хотелось бы отметить, (это немаловажно для многих логопедов),- нет "ножниц" в способах решения «коррекционных» и общеобразовательных задачах.