+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование игр в постановке звуков

Автор: Сапожникова Марина Владимировна

«Использование игр в постановке звуков».

   Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.
Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

  • футбол
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная  мельница
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопад
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • листопад
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочка
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • кораблик
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • одуванчик
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • шторм в стакане
    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными) и др.                                    

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

 

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

 

  • отгадай, что звучит
    Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
  • солнце или дождик
    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
  • разговор шепотом
    Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
  • посмотрим, кто говорит
    Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
  • слышим звон и знаем, где он
    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление и др.

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

  • подскажи словечко
    Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
  • маленький учитель
    Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.  

 

 

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего возраста.

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

  • услышишь - хлопни
    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
  • внимательный слушатель
    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
  • нужное слово
    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
  • зоркий глаз
    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
  • сложи звук
    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
  • скажи наоборот
    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

 

 

 

 

 

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

     Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему или предполагают, что ребенок ее «перерастет». На деле же запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.

Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:

·         шипящие: ш, ж, щ, ч.

·         свистящие: с, сь, з, зь, ц.

·         сонорные: р, рь, л, ль.

Правила артикуляционной гимнастики

Замечено, что ребенок, испытывающий проблемы с произношением, иногда сознательно пропускает звуки в своей речи. Это может негативно отразиться на его учебе и общении с другими детьми.

Для исправления дикции необходимо применять артикуляционную гимнастику. А чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:

·         ежедневно выполнять логопедические упражнения;

·         заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;

·         проводить упражнения в игровой форме;

·         выполнять гимнастику перед зеркалом;

·         проводить не более 5 упражнений за одно занятие;

·         применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений;

·         использовать ручку чайной ложки, если у ребенка не получается самостоятельное артикуляционное движение.

 

 

 

 

 

Правильное произношение звуков «с», «сь», «з», «зь»

 

Часто малыши произносят согласные свистящие звуки «с», «сь», «з», «зь» межзубно или издавая щечные «шумы», которые слышатся, когда язык пропускает воздух через боковые края, а иногда эти звуки и вовсе опускаются из речи ребенка.

Чтобы правильно произнести эти звуки, губы нужно слегка растянуть в улыбке, чтобы были видны передние зубы, а кончик языка упирался в нижние резцы. Боковые его края должны быть прижаты к коренным зубам. Тогда вдоль языка образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Ее можно ощутить рукой, если преподнести руку ко рту.

Артикуляционное упражнение «Блинчик»                                                                                             Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  

Артикуляционное упражнение «Сдуваем вату с ладошки»                                                             Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его в широком виде на нижнюю губу. Сделать вдох, как бы произнося долгий звук «ф-ф-ф», и сдуть «вату» с ладошки. Важно сформировать воздушную струю посередине языка.                                                 

Артикуляционное упражнение «Киска сердится».                                                                                                           Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Артикуляционное упражнение «Почистим зубы».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Артикуляционное упражнение «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.                                                                                              

Артикуляционное упражнение «Трубочка».                                                                                                 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.                                                                        

Артикуляционное упражнение «Свистушки», «Накачай насос»                                                                                                                                                               Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть.

 

 

 

 

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

При правильном произношении шипящих согласных звуков «ш» и «ж» рот должен быть полуоткрыт, губы слегка округлены, широкий кончик языка поднят кверху. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой выходит сильная воздушная струя. Если поднести тыльную сторону руки ко рту, можно ощутить теплую воздушную струю воздуха.                                                                                                                                        Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков: например, использовать игры (малыш должен угадывать, какой звук произнесен взрослым, и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово с заданным звуком).

Артикуляционное упражнение «Блинчик»                                                                                             Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.                                                                                                                      

Артикуляционное упражнение «Наказать непослушный язык».
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести: ПЯ-ПЯ-ПЯ.

Артикуляционное упражнение «Маляр».                                                                     Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»                                                               Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»

На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.