Мамам и папам!
Автор: Пехова Екатерина Александровна
Уважаемые папы и мамы!
Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
Какими упражнениями можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только веселые или грустные слова;
- расскажите о предмете: какой он (назови как можно больше слов- признаков); что он может делать (назови как можно больше слов-действий) и т.д.;
-играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Дождиком, то я бы… , потому что… .
Если бы я был Мандарином, то я бы… , потому что…. .
- играйте в игру «Хорошо-плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
-играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый-грустный, сильный-слабый и т.д.;
-играйте в слова, где изменяется только один звук: почка-бочка-точка-кочка-дочка…
4.Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросить описать понравившегося героя.
5.Играйте в игру «Найди ошибку в предложении». (В лесу растут грибы. Шишки растут … елке.)
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
8. Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
9. Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Еѐ цель -заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными.
10. Использовать упражнения для развития мелкой моторики.