+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Речевой профиль ребёнка как показатель эффективности коррекционного-логопедического воздействия

Автор: Андрюшина Наталья Николаевна

Речевой профиль - графическое изображение степени сформированности структурных компонентов речи на основе бальной оценки в соответствии с качеством выполненных тестовых заданий. Методики оценки особенностей лексического и грамматического строя речи.

Начало формы

В традиционной логопедии существует ряд традиционных подходов в изучении речевой функции у ребенка. Чаще всего данные методики носят вопросно-ответный характер, содержат большой набор наглядного, дидактического и иллюстративного материала (Г.А. Каше, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.Б. Иншакова и др.). При традиционной диагностике речи ответы ребенка фиксируются логопедом, анализируются и заносятся в речевую карту ребенка, в соответствующие графы.

Всё чаще традиционные методики обследования детской речи сочетают в себе не только общепринятые для логопедии приемы изучения речи, но и нейропсихологические методы анализа и интерпретации данных диагностики, разработанные А.Р. Лурия для оценки речи больных с афазией. Нейропсихологических вариантов изучения детской речи в современной логопедии достаточно, но наиболее полные версии нейропсихологической диагностики детской речи представлены в работах исследователей - Т.В. Ахтиной, Т.А. Фотековой. Методика авторов носит тестовый характер, что отличает её от традиционного подхода. Процедура проведения обследования и системы оценки ответов детей стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта ребенка и определить степень выраженности нарушения сторон речи, а также использовать её для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия [Фотекова Т. А., Ахутина Т.В. 2007]. Т.В. Ахутина и Т.А. Фотекова для наглядной демонстрации состояния структурных компонентов речи ребенка в тот или иной временной промежуток времени предлагают выстраивать речевой профиль.

Таким образом, можно утверждать, что речевой профиль - это графическое изображение степени сформированности структурных компонентов речи на основе бальной оценки в соответствии с качеством выполненных заданий теста.

Тестирование можно проводить 3 раза в год или раз в квартал. Получаемые в ходе тестирования результаты позволят наглядно увидеть степень улучшения (ухудшения) состояния отдельных компонентов речи и сделать на основе этих данных соответствующие выводы и рекомендации в дальнейшей коррекционно-логопедической работе.

Методика изучения речи предусматривает оценку не только экспрессивной, но и импрессивной, не только устной, но и письменной сторон речи. Предлагаемые логопедом задания затрагивают все стороны речи: фонетику, лексику, грамматику. Так, например, в методике Т.В. Ахутиной и Т.А. Фотековой достаточное количество разделов для изучения тех или иных компонентов языка, а количество заданий (3-5-10) может быть вариативным. Количество заданий соотносится с задачами, которые стоят перед логопедом на этапе обследования ребенка. Тем не менее, общее количество заданий должно не перегружать внимание ребенка.

При первичной обработке материла производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию и т.д. Максимально успешный вариант может быть 900 (800, 700 и т.д.) баллов. Затем можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение, где 900 баллов - 100%, то есть индивидуальный процент успешности выполнения методики можно подсчитать, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 900. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с уровнями успешности: 4 уровень 100-80%; 3 уровень 79,9-65%; 2 уровень 64,9-50%; 1 уровень 49,9% и ниже.

По результатам обработки протоколов обследования можно вычертить индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают, а какие сохранны. Для графика необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии в процентном соотношении, умножив начисленное на серию количества баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный. На рисунке профиля, по вертикальной оси откладывается успешность выполнения заданий (в %), а по горизонтальной - измеряемые параметры (разделы): 1 - звукопроизношения; 2 - слоговая структура; 3- звуковая структура слова; 4 - артикуляционная моторика; 5 - словообразовательные навыки; 6 - грамматический строй; 7 - связная речь и т. д.

Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных исследованиях наглядно демонстрирует динамику речевого развития ребенка и свидетельствует об эффективности проводимой с ребенком коррекционно-логопедической работы.

Приведем примерный список заданий, используемых логопедом для дальнейшей оценки при составлении индивидуального речевого профиля ребенка.

I. Изучение состояния артикуляционной моторики ребёнка

Оценивается: сила, точность, объём, переключаемость.

Задания: повторяй следующие движения:

1. надуй щёки,

2. сделай язык «Лопаточкой»,

3. «иголочка»,

4. «часики»,

5. «лошадка».

Оценка в баллах: 3 б. - точность и правильность выполнения движений; 2 б. - замедленное и напряжённое выполнение; 1 б. - длительный поиск позы, неполный объём движений или отклонение в конфигурации; 0 б. - невыполнение, наличие ошибок, синкенезий и т.д.

II. Особенности фонетического строя речи

Оценивается: произношение изолированно, произношение в словах; произношение в потоке речи (отсутствие, искажение, замена и смешение различных звуков); различение оппозиционных звуков на слух; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом и т.д.

Задания:

1. Назвать предметные картинки, в названии которых имеются обследуемые группы звуков - делим их на 5 групп свистящие, шипящие, [ л ] - [ л' ], [ р ] - [ р' ] , все остальные (альбом О.Б. Иншаковой).

Оценка в баллах: 3 б. - нормативное произношение всех звуков; 2 б. - 1 звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажению / замене, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 б. - искажение / замена только 1 звуковой группы во всех речевых ситуациях; 0 б. - искажение / замена нескольких звуков группы или все.

2. Различение оппозиционных звуков на слух.

Повтори: са-са-за , шо-жо-шо ,ла-ра-ра, па-па-ба,ха-хя-ха.

Оценка в баллах: 3 б. - нормативное произношение (повтор) всех оппозиционных звуков; 2 б. - 1 ошибка; 1 б. - несколько ошибок; 0 б. - ошибочное воспроизведение всех рядов.

III. Особенности лексического строя речи.

Оценивается: словарь (активный, пассивный); правильное использование слов по назначению; подбор слов для выражения оттенков мысли.

Задания:

Использован подбор заданий из альбома О.Б. Иншаковой.

1. Лексические темы.

2. Глаголы действия, движения, состояния.

3. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

4. Числительные простые количественные и порядковые.

5. Предлоги.

6. Обобщающая функция слова.

7. Антонимы, синонимы.

8. Эмотивный аспект лексических значений.

Оценка в баллах: 3 б. - активный и пассивный словарь в норме, предъявленные задания выполняются верно; 2 б. - не названа одна-две из лексических тем, незначительные ошибки в понимании прилагательных, глаголов-действий и т.п.;1 б. - ошибки в названии лексических тем, предлогов, обобщающая функция слова не воспринимается, эмотивный аспект не ясен; 0 б. - грубые ошибки.

IV. Особенности грамматического строя речи.

Оценивается: выявление способности словоизменения; выявление способности словообразования; связная речь.

Задания:

Использован подбор заданий из альбома О.Б. Иншаковой.

1. Осознание рода существительных.

2. Изменение существительных по числам.

3. Изменение прилагательных в роде и числе.

4. Изменение глаголов по числам.

5. Изменение существительных по падежам.

6. Согласование существительных с числительными.

7. Изменение прилагательных по падежам.

8. Способность к словообразованию.

9. Работа по серии сюжетных картинок.

10. Работа по картине

Оценка в баллах: 3 б. - аграмматизмов нет, грамматический строй сформирован достаточно; 2 б. -аграмматизмов нет, но преобладают простые нераспространённые предложения; 1 б. - ошибочные ответы, аграмматизмы; 0 б. - грубые ошибки, явные аграмматизмы.

V. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Задания:

1. Определи есть ли звук [ р ] в предъявленных словах.

2. Назови, какой звук первый…

3. Назови последний звук в словах….

4. Определи место звука в слове.

Оценка в баллах: 3 б. - быстро и правильно определяет наличие или отсутствие звука в слове и его место; 2 б. - замедленное выполнение задания при вторичном произнесении слов и звуков; 1 б. - ошибки с последующей самокоррекцией; 0 б. - неправильное выполнение задания.

Известно, что комплексное изучение состояния речи позволяет логопеду не только провести качественную диагностику речевых компонентов, но и разработать стратегию эффективной коррекции. Индивидуальный речевой профиль ребенка наглядно демонстрирует количественные и качественные изменения речевой сферы в процессе коррекции. речевой тестовый лексический


Литература

1. Иншакова О.Б.. Альбом для логопеда. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гум. Изд. центр Владос, 2008. - 279с.

2. Фотекова Т. А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.