+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Ошибки в словах и предложениях. Нежелание учиться или логопедическая проблема?

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Ошибки в словах и предложениях. Нежелание учиться или логопедическая проблема?

(Консультация для родителей)

Дисграфия (нарушение письменной речи) занимает особое место среди других речевых нарушений, которые встречаются у учащихся общеобразовательных школ. Данное нарушение – серьезная проблема и препятствие в овладении учениками основами грамоты, особенно в первых классах, а в период второго и четвертого классов делает проблемным процесс освоения грамматическими конструкциями русского языка.

Бывает так, что и учителя начального звена считают проявления дисграфических ошибок нелепостью или баловством со стороны учащегося, небрежным отношением к учебе. Это совсем не так. На самом деле, основой специфических ошибок в письменной речи учащегося являются более серьёзные причины:

- несформированность фонетико – фонематического строя речи;

- несформированность лексико – грамматического строя речи

Несформированность фонетико – фонематического строя речи приводят к тому, что учащийся не различает фонем (звуков) речи. При отставании в развитии лексики и грамматики проявления не заставят себя ждать в виде агграматизмов, как в устной, так и в письменной речи. Бедность словарного запаса, сложность в выражении своих мыслей, в виде монологического высказывания, приводят к проблемам в русском языке в старшем звене, а именно, в написании изложений и сочинений. Какие проявления имеют эти проблемы в письменной речи, в каких ошибках они прослеживаются, рассмотрим ниже.

Проявление специфических ошибок на уровне слова.

Слова, которые мы произносим в обычной речи звучат «слитно», мы произносим их на одном выдохе. В письменной речи дело обстоит иначе, слова пишутся отдельно друг от друга и это главное отличие (проблема) от устной речи. Учащийся не соотносит нормы устного и письменного высказывания, что ведёт к ошибкам в письменных работах. Ученик не может уловить и вычленить в потоке речи устойчивые речевые единицы, что проявляется в слитном (раздельном) написании слов. Слитное написание слов прослеживается при написании слов со служебными частями речи: предлоги, союзы. Раздельное написание чаще встречается в слова с приставками и в словах со стечением согласных.

Проявления ошибок на уровне предложения.

На начальном этапе обучению грамоте младшему школьнику трудно усвоить отдельную речевую единицу. Это отражается в том, что ребенок не обозначает границы предложения на письме (отсутствуют заглавная буква и точка). В начале обучения такое написание понимаемо и объяснимо. Ученик еще не в полном объеме может концентрировать и распределять внимание между предъявляемыми учителем инструкциями, которые состоят из многих составляющих (логических, орфографических). Огромное значение имеет восприятие интонационной выразительности речи учителя и привыкание к ней ребенка. Нужно определенное время, чтобы учащийся правильно воспринимал интонационное оформление фраз, предложений и умел соотносить их с основными правилами пунктуации.

Большой процент специфических ошибок, которые учителя-логопеды наблюдают в письменных работах учащихся, допускаются на уровне словосочетания и предложения. Что проявляется в искажениях согласования, связанных с нарушениями связи слов во фразах и предложения в роде, числе, падеже.

Определенные трудности встречаются в использовании и согласовании однородных членов предложения, употреблении предлогов. Последние могут заменять или, вообще, опускать.

Не нужно забывать, что редко встречаются ошибки, относящиеся отдельно к одному из трех уровней нарушений. Как правило, если ученик допускает ошибки на уровне буквы и слова, то специфические ошибки встречаются на уровне предложения. Поэтому для правильного понимания специфических ошибок учителю-логопеду необходимо точно видеть все проблемы и трудности, которые не всегда видны очевидно.

Хочется остановиться ещё на одной группе ошибок, которая по проявлениям не связанна ни с одной из описанных выше. Даже у детей успешных в обучении, с высоким уровнем развития познавательной и речевой сфер.  Связаны данные ошибки с недостаточным развитием процессов произвольного внимания учащегося начальных классов. Часто в письменных работах несформированность процессов произвольного внимания выглядит следующим образом:

- грязные помарки в письменных работах;

- слабый (сильный) нажим при написании;

- медленный темп письма;

- буквенные замены (несходных по артикуляции);

- ошибочное списывание с доски или учебника;

- неправильное воспроизведение, данной со стороны учителя инструкции (повторить звуки, слова, предложения, небольшие тексты);

- неустойчивое положение руки на письме или даже тремор.

- возрастание (появление) ошибок к концу урока.

Проявления ошибки, связанных с несформированностью процессов произвольного внимания учащегося в устной речи и при чтении имеет распространенный характер:

- повторно прочитывает строки;

- не удерживает строку при чтении (перескакивает или пропускает);

- читает с ошибками;

- угадывает слово;

- не понимает прочитанное.

Получается, чтобы подготовить ребенка к успешной учебной деятельности нужно занимать не только речевым развитием, но и развитием произвольного внимания, а в дальнейшем, произвольного поведения и общения.

 

 Ошибки в словах и предложениях. Нежелание учиться или логопедическая проблема?

(Консультация для родителей)

Дисграфия (нарушение письменной речи) занимает особое место среди других речевых нарушений, которые встречаются у учащихся общеобразовательных школ. Данное нарушение – серьезная проблема и препятствие в овладении учениками основами грамоты, особенно в первых классах, а в период второго и четвертого классов делает проблемным процесс освоения грамматическими конструкциями русского языка.

Бывает так, что и учителя начального звена считают проявления дисграфических ошибок нелепостью или баловством со стороны учащегося, небрежным отношением к учебе. Это совсем не так. На самом деле, основой специфических ошибок в письменной речи учащегося являются более серьёзные причины:

- несформированность фонетико – фонематического строя речи;

- несформированность лексико – грамматического строя речи

Несформированность фонетико – фонематического строя речи приводят к тому, что учащийся не различает фонем (звуков) речи. При отставании в развитии лексики и грамматики проявления не заставят себя ждать в виде агграматизмов, как в устной, так и в письменной речи. Бедность словарного запаса, сложность в выражении своих мыслей, в виде монологического высказывания, приводят к проблемам в русском языке в старшем звене, а именно, в написании изложений и сочинений. Какие проявления имеют эти проблемы в письменной речи, в каких ошибках они прослеживаются, рассмотрим ниже.

Проявление специфических ошибок на уровне слова.

Слова, которые мы произносим в обычной речи звучат «слитно», мы произносим их на одном выдохе. В письменной речи дело обстоит иначе, слова пишутся отдельно друг от друга и это главное отличие (проблема) от устной речи. Учащийся не соотносит нормы устного и письменного высказывания, что ведёт к ошибкам в письменных работах. Ученик не может уловить и вычленить в потоке речи устойчивые речевые единицы, что проявляется в слитном (раздельном) написании слов. Слитное написание слов прослеживается при написании слов со служебными частями речи: предлоги, союзы. Раздельное написание чаще встречается в слова с приставками и в словах со стечением согласных.

Проявления ошибок на уровне предложения.

На начальном этапе обучению грамоте младшему школьнику трудно усвоить отдельную речевую единицу. Это отражается в том, что ребенок не обозначает границы предложения на письме (отсутствуют заглавная буква и точка). В начале обучения такое написание понимаемо и объяснимо. Ученик еще не в полном объеме может концентрировать и распределять внимание между предъявляемыми учителем инструкциями, которые состоят из многих составляющих (логических, орфографических). Огромное значение имеет восприятие интонационной выразительности речи учителя и привыкание к ней ребенка. Нужно определенное время, чтобы учащийся правильно воспринимал интонационное оформление фраз, предложений и умел соотносить их с основными правилами пунктуации.

Большой процент специфических ошибок, которые учителя-логопеды наблюдают в письменных работах учащихся, допускаются на уровне словосочетания и предложения. Что проявляется в искажениях согласования, связанных с нарушениями связи слов во фразах и предложения в роде, числе, падеже.

Определенные трудности встречаются в использовании и согласовании однородных членов предложения, употреблении предлогов. Последние могут заменять или, вообще, опускать.

Не нужно забывать, что редко встречаются ошибки, относящиеся отдельно к одному из трех уровней нарушений. Как правило, если ученик допускает ошибки на уровне буквы и слова, то специфические ошибки встречаются на уровне предложения. Поэтому для правильного понимания специфических ошибок учителю-логопеду необходимо точно видеть все проблемы и трудности, которые не всегда видны очевидно.

Хочется остановиться ещё на одной группе ошибок, которая по проявлениям не связанна ни с одной из описанных выше. Даже у детей успешных в обучении, с высоким уровнем развития познавательной и речевой сфер.  Связаны данные ошибки с недостаточным развитием процессов произвольного внимания учащегося начальных классов. Часто в письменных работах несформированность процессов произвольного внимания выглядит следующим образом:

- грязные помарки в письменных работах;

- слабый (сильный) нажим при написании;

- медленный темп письма;

- буквенные замены (несходных по артикуляции);

- ошибочное списывание с доски или учебника;

- неправильное воспроизведение, данной со стороны учителя инструкции (повторить звуки, слова, предложения, небольшие тексты);

- неустойчивое положение руки на письме или даже тремор.

- возрастание (появление) ошибок к концу урока.

Проявления ошибки, связанных с несформированностью процессов произвольного внимания учащегося в устной речи и при чтении имеет распространенный характер:

- повторно прочитывает строки;

- не удерживает строку при чтении (перескакивает или пропускает);

- читает с ошибками;

- угадывает слово;

- не понимает прочитанное.

Получается, чтобы подготовить ребенка к успешной учебной деятельности нужно занимать не только речевым развитием, но и развитием произвольного внимания, а в дальнейшем, произвольного поведения и общения.