+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие речи через игру

Автор: Кудряшова Алла Юрьевна

Краткое описание работы

Статья на тему:

«Развитие речи через игру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Учитель-логопед, специальный психолог

Кудряшова Алла Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Язык – это система знаков, служащая средством общения и познания.

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека.

Поэтому важно уделять внимание речевому развитию с раннего возраста. Приведу некоторые игры по развитию речи. Игры направлены на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, образование уменьшительных и притяжательных форм имен прилагательных, развитие фонематического слуха и восприятия.

 

Практическая часть

 

ИГРЫ

1. «Что изменилось?». Выкладывать перед ребенком игрушки, предметы, картинки. Затем ребенок закрывает глаза. Вы прячете игрушку и спрашиваете: «Что там?». Ребенок отвечает, используя именительный падеж.
2. «Какой это предмет?». Взрослый называет признак предмета, например, длинный, а ребенок придумывает предмет, который обладает этим признаком. Поощряется многообразие ответов. 

Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож.

Широкая – улица, речка, дорога, кофта, резинка.

Широкий – шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная – малина, звезда, рубашка, шапка. И так далее.

3. «Волшебный мешочек». Сложить в мешочек игрушки или предметы и предложить ребенку на ощупь определить, какой это предмет. Либо достать из мешочка на ощупь предмет, который назовет взрослый.
4. «Какого цвета?». У ребенка карточки с предметами или игрушки разного цвета. Взрослый называет цвет. Ребенок находит предмет нужного цвета и называет сам предмет и его цвет. (Красная шапка, синий шар, зеленый карандаш и т.д.).
5. «Какого цвета карандаш?». Когда ребенок хочет рисовать или раскрашивать, спросите что онбудет рисовать и каким цветом. («Зеленым карандашом я буду раскашивать траву. Желтым карандашом я буду раскрашивать солнце»). 
6. «Прятки». Прятать игрушки в разные неожиданные для ребенка места (стиральная машинка, холодильник, книжный шкаф и т.д.). Затем ходить и вместе их находить. Особенно детям нравится искать в темноте, передвигаясь с фонариком или свечкой. В качестве игрушек выберите, например, всех разных кошек (мягкую, картинку кошки, вязанную, деревянную и т. д.). В следующий раз возьмите рыбок, собак, коз… 
7. «Назови ласково». В магазине возьмите себе большую тележку, а ребенку предложите взять маленькую (что?) тележечку. И кладите себе в тележку большой помидор, а ребенок берет маленький (что?) помидорчик и кладет его (куда?) в тележечку. Бутылка с водой, а это бутылочка. И так далее, чтобы ребенок сам образовывал уменьшительно-ласкательную форму слова. Так же можно играть и на прогулке. Вот куст, а это маленький (что?) кустик. Это дерево, а это маленькое (что?) деревце.
8. «Незнайка пришел в магазин». Взрослый выступает в роли незнайки. «Я забыл, что хотел купить!» Берете любой овощ/фрукт, показываете ребенку, например, лимон. «Ох, что же это, овощ или фрукт? (фрукт). А какой он по цвету? (желтый). А какой формы? (овальный). А какой он по вкусу? (кислый). Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый овальный и кислый.
9. «Изобрази животное». В мешочек складываем фигурки/картинки животных. Ребенок достает животное и изображает его. А взрослый угадывает. И наоборот.
10. Игры в «Очередь». Создавать «очередь» из фигурок животных/ людей/ кукол в магазине/ в поликлинике/ в аэропорту и прочее, проговаривая, кто ЗА кем стоит. Кто впереди, кто сзади.
11. «Из чего сделан?». Взрослый расставляет предметы на столе. Ребенок называет их. Затем взрослый спрашивает из чего сделаны эти предметы и какие они.

Стакан из стекла – стеклянный, хрупкий, прозрачный, большой/маленький.

Вилка из пластика – пластиковая, острая, белая/любой цвет.

Ложка из металла – металлическая, длинная.

Мяч из резины – резиновый, круглый, красный/любой цвет.

Коробка из дерева – деревянная, квадратная.

Шляпа из бумаги – бумажная, красивая, четная/любой цвет.

Шарик из железа – железный, круглый, тяжелый.

12. Игры на кухне. Для развития моторики ребенка можно предложить почистить банан, оторвать листья от клубники, сортировать фрукты и т.д.
13. «Посчитай фрукты». Взрослый подбирает картинки фруктов, а лучше берет настоящие, раскладывает на кучки и просит показать где 1 банан и так далее. Например, один банан, три апельсина, два яблока, четыре сливы, пять абрикосов, два ананаса.

 

Подобных игр можно подобрать много, главное Ваше желание и фантазия! Ну а как это делать, я надеюсь, показала на примере игр, приведенных в этой статье.

Подводя итоги, можем составить маленькую памятку полезных дел, которые помогут Вашему ребенку развивать речь.

Заниматься домашними делами вместе

1. Готовить: ребенок подает нужные ингредиенты.
2. Разбирать сумки с продуктами.
3. Разбирать вещи в шкафу, пуговицы в коробке, продукты в холодильнике.
4. Закладывать и разбирать вещи из стиральной машинки.
5. Ухаживать за домашними животными, комнатными растениями.
6. Загружать и разгружать посудомоечную машину.

 

Вместе с ребенком посещайте музеи, зоопарк, детские мероприятия и прочее.

В один день не больше одного заведения с целью предотвращения перегрузки ребенка.

Ваш положительный настрой – залог успеха!

Список литературы

 

1. «Логопсихология» В.А. Калягин, учебное пособие, Издательский центр «Академия»,2007 год.
2. Авторские игры из своей дипломной работы.
3. Авторские игры М.И. Лынской.