Статья на тему:
«Развитие речи через игру»
Выполнила
Учитель-логопед, специальный психолог
Кудряшова Алла Юрьевна
Теоретическая часть
Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Язык – это система знаков, служащая средством общения и познания.
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека.
Поэтому важно уделять внимание речевому развитию с раннего возраста. Приведу некоторые игры по развитию речи. Игры направлены на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, образование уменьшительных и притяжательных форм имен прилагательных, развитие фонематического слуха и восприятия.
Практическая часть
ИГРЫ
1. «Что изменилось?». Выкладывать перед ребенком игрушки, предметы, картинки. Затем ребенок закрывает глаза. Вы прячете игрушку и спрашиваете: «Что там?». Ребенок отвечает, используя именительный падеж.
2. «Какой это предмет?». Взрослый называет признак предмета, например, длинный, а ребенок придумывает предмет, который обладает этим признаком. Поощряется многообразие ответов.
Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож.
Широкая – улица, речка, дорога, кофта, резинка.
Широкий – шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Красная – малина, звезда, рубашка, шапка. И так далее.
3. «Волшебный мешочек». Сложить в мешочек игрушки или предметы и предложить ребенку на ощупь определить, какой это предмет. Либо достать из мешочка на ощупь предмет, который назовет взрослый.
4. «Какого цвета?». У ребенка карточки с предметами или игрушки разного цвета. Взрослый называет цвет. Ребенок находит предмет нужного цвета и называет сам предмет и его цвет. (Красная шапка, синий шар, зеленый карандаш и т.д.).
5. «Какого цвета карандаш?». Когда ребенок хочет рисовать или раскрашивать, спросите что онбудет рисовать и каким цветом. («Зеленым карандашом я буду раскашивать траву. Желтым карандашом я буду раскрашивать солнце»).
6. «Прятки». Прятать игрушки в разные неожиданные для ребенка места (стиральная машинка, холодильник, книжный шкаф и т.д.). Затем ходить и вместе их находить. Особенно детям нравится искать в темноте, передвигаясь с фонариком или свечкой. В качестве игрушек выберите, например, всех разных кошек (мягкую, картинку кошки, вязанную, деревянную и т. д.). В следующий раз возьмите рыбок, собак, коз…
7. «Назови ласково». В магазине возьмите себе большую тележку, а ребенку предложите взять маленькую (что?) тележечку. И кладите себе в тележку большой помидор, а ребенок берет маленький (что?) помидорчик и кладет его (куда?) в тележечку. Бутылка с водой, а это бутылочка. И так далее, чтобы ребенок сам образовывал уменьшительно-ласкательную форму слова. Так же можно играть и на прогулке. Вот куст, а это маленький (что?) кустик. Это дерево, а это маленькое (что?) деревце.
8. «Незнайка пришел в магазин». Взрослый выступает в роли незнайки. «Я забыл, что хотел купить!» Берете любой овощ/фрукт, показываете ребенку, например, лимон. «Ох, что же это, овощ или фрукт? (фрукт). А какой он по цвету? (желтый). А какой формы? (овальный). А какой он по вкусу? (кислый). Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый овальный и кислый.
9. «Изобрази животное». В мешочек складываем фигурки/картинки животных. Ребенок достает животное и изображает его. А взрослый угадывает. И наоборот.
10. Игры в «Очередь». Создавать «очередь» из фигурок животных/ людей/ кукол в магазине/ в поликлинике/ в аэропорту и прочее, проговаривая, кто ЗА кем стоит. Кто впереди, кто сзади.
11. «Из чего сделан?». Взрослый расставляет предметы на столе. Ребенок называет их. Затем взрослый спрашивает из чего сделаны эти предметы и какие они.
Стакан из стекла – стеклянный, хрупкий, прозрачный, большой/маленький.
Вилка из пластика – пластиковая, острая, белая/любой цвет.
Ложка из металла – металлическая, длинная.
Мяч из резины – резиновый, круглый, красный/любой цвет.
Коробка из дерева – деревянная, квадратная.
Шляпа из бумаги – бумажная, красивая, четная/любой цвет.
Шарик из железа – железный, круглый, тяжелый.
12. Игры на кухне. Для развития моторики ребенка можно предложить почистить банан, оторвать листья от клубники, сортировать фрукты и т.д.
13. «Посчитай фрукты». Взрослый подбирает картинки фруктов, а лучше берет настоящие, раскладывает на кучки и просит показать где 1 банан и так далее. Например, один банан, три апельсина, два яблока, четыре сливы, пять абрикосов, два ананаса.
Подобных игр можно подобрать много, главное Ваше желание и фантазия! Ну а как это делать, я надеюсь, показала на примере игр, приведенных в этой статье.
Подводя итоги, можем составить маленькую памятку полезных дел, которые помогут Вашему ребенку развивать речь.
Заниматься домашними делами вместе
1. Готовить: ребенок подает нужные ингредиенты.
2. Разбирать сумки с продуктами.
3. Разбирать вещи в шкафу, пуговицы в коробке, продукты в холодильнике.
4. Закладывать и разбирать вещи из стиральной машинки.
5. Ухаживать за домашними животными, комнатными растениями.
6. Загружать и разгружать посудомоечную машину.
Вместе с ребенком посещайте музеи, зоопарк, детские мероприятия и прочее.
В один день не больше одного заведения с целью предотвращения перегрузки ребенка.
Ваш положительный настрой – залог успеха!
Список литературы
1. «Логопсихология» В.А. Калягин, учебное пособие, Издательский центр «Академия»,2007 год.
2. Авторские игры из своей дипломной работы.
3. Авторские игры М.И. Лынской.