+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мастер-класс

Автор: Деньга Валентина Вячеславовна

Краткое описание работы
Мастер-класс - одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников, т.е. это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

 

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Успех логопедической работы с детьми с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.

В логопедической работе, как известно, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:родительские собрания, открытые занятия, «круглые столы», семинары, беседы, конкурсы, выставки, папки-передвижки, лэпбуки, тренинги, квесты, праздники, развлечения, дни открытых дверей, анкетирование. Родители, посещая эти мероприятия, получают возможность следить за успехами своих детей, знакомиться с основными методами и приёмами коррекционной работы, наблюдать, насколько их ребёнок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности и перспективы.

 Однако при организации работы с семьями воспитанников приходится сталкиваться с рядом проблем. Это педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребёнку, игнорирование родителями своей ответственности за воспитание детей. Так же у родителей отмечается несформированность умения самокритично оценить себя как воспитателя, прослеживается отсутствие должного уровня психолого- педагогических знаний у родителей.

На сегодняшний день многие традиционные формы работы детского сада с семьей утратили свою ценность. Особой популярностью у родителей пользуются «мастер-классы».

Мастер-класс - одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников, т.е. это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология.

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

 Задачи:

  1. Достижение оптимального уровня взаимодействия учителя-логопеда и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
  2. Установление единства требований детского сада и семьи в развитии и воспитании детей.
  3. Ознакомление родителей с направлениями работы учителя-логопеда.

Ожидаемые результаты:

  1. Активное участие родителей в коррекционном процессе учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений детей.
  2. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей.
  3. Устранение речевых нарушений у детей в более короткие сроки.

При организации мастер-классов для родителей мною осуществлялись следующие этапы:

  1. этап: Определение ведущей педагогической идеи, с которой связано название мастер-класса. Очень часто мастер-классы проводятся по запросу воспитателей или родителей. Но всегда нужно помнить, что большинство родителей не имеют педагогического образования и тем более не владеют специальной терминологией. Название мастер-класса должно быть понятно участникам и вызывать интерес. Самыми актуальными темами мастер-классов в моей практике являются: «Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в речевом развитии детей», «Вкусная зарядка для язычка», «Нетрадиционные приемы автоматизации звуков», «Речевые игры дома», «Умелые пальчики» и др.
  2. этап: Постановка цели и задач, связанных с темой мастер-класса.
  3.  этап: Составление подробного плана мастер-класса. Подбор технических средств и различных форм работы в соответствии с целями и задачами. На данном этапе необходимо соблюдать следующие рекомендации:
  • Необходимо придумать проблему, вопрос, парадокс, которые ввели бы родителей в тему мероприятия и представляли для них интерес.
  • Подготовить теоретическую часть, желательно с использованием видеороликов, презентаций.
  • Лекционный материал должен занимать минимум времени, большую часть времени следует отвести для практической работы (передачи опыта работы по данной теме).
  • Проведение имитационной игры:  учитель-логопед проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.
  • Изготовление пособий (подготовка расходных материалов на каждого участника). Это может быть изготовление игрушки, для развития речевого дыхания, или составление из картинок  сказки, для  проведения артикуляционной гимнастики и т.д.
  • Оформление выставки пособий, литературы, памяток, буклетов.
  • Обязательно продумать заключительный этап – рефлексия (небольшой тест, вопросы и замечания по содержанию мастер-класса, дискуссия по результатам совместной деятельности логопеда и родителей).
  1. этап: Выбор места, времени и длительности проведения мастер-класса, расстановки мебели.
  • Актовый зал, группа и т.д. (зависит от количества участников).
  • Лучше проводить мастер-класс для родителей в вечерние часы, после трудового дня, но помнить о длительности проведения (от 30 до 60 минут).
  1. этап: Выбор способа оповещения родителей о предстоящем мастер-классе.
  • Индивидуальные устные приглашения.
  • Объявление на стенде в группе, фойе образовательного учреждения.
  • Размещение информации на сайте образовательного учреждения.

Информация о проведении мастер-класса должна содержать в себе:

  • название, время и место проведения;
  • краткую информацию о педагоге, который проводит данное мероприятие;
  • краткое содержание мастер-класса;
  • ожидаемые результаты (например, приняв участие в нашем мастер-классе, вы узнаете, что такое артикуляционные упражнения, как они влияют на речевое развитие ребенка, а также  познакомитесь с приемами выполнения артикуляционной гимнастики).
  1. Проведение мастер-класса.
  2. Самоанализ.

 

Применение мастер-классов позволяет вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс, сделать его более насыщенным и результативным. Преимущество использования мастер-классов заключается в том, что значительно повышается мотивация родителей к коррекционной работе, а, следовательно, положительных результатов можно достичь в короткие сроки.

Позитивные результаты проведения мастер-классов показывают непрерывный контакт учителя-логопеда, практически индивидуальный подход к каждому участнику - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции педагогического опыта.

Достижение уровня партнерских отношений с родителями и создание единого пространства учитель-логопед и семья – есть главный показатель эффективности данной формы взаимодействия.

 

Список информационных источников:

  1. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред. Л.С.Вакуленко. СПБ.: ООО «Издательство « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011г.
  2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М., 2008г.
  3. Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи» М. «Сфера «, 2009г.