Крупотерапия
Автор: Моисеева Светлана Валентиновна
Презентация «Использование крупотерапии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Моисеевой С.В.
МБДОУ «Детский сад «Медвежонок» с. Майма
Аннотация: презентация посвящена нетрадиционному методу воздействия в работе учителя-логопеда – крупотерапии. Крупотерапия скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, психических процессов (внимание, память, мышление, воображение), а также усидчивости, творческих способностей и восстановление эмоционально-волевой сферы детей. В презентации рассматриваются приемы метода. Данный метод становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. Сухомлинский.
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии гораздо легче оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Использование этих методов в системе коррекционно-развивающего процесса создает психо - физиологический комфорт детям во время занятия. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
Мне хочется остановиться на одном, на мой взгляд, наиболее целесообразном и эффективном методе нетрадиционного воздействия - это крупотерапия.
Крупотерапия – один из компонентов здоровьесберегающих технологий, который я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту.
Использование мной метода крупотерапии в логопедической работе дало детям возможность взаимодействовать с окружающим миром, способствовало развитию не только тонкой моторики рук, но и формированию речевых навыков, творческой активности. Применение крупотерапии в ходе логопедических занятий у детей с нарушениями речи позволило мне решить сразу несколько коррекционно — развивающих задач:
Развить тактильно — кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
Помочь ребенку чувствовать себя защищённым в комфортной для него среде.
Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
Развивать творческие действия.
Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.
Расширить словарный запас.
Развивать фонематический слух и восприятие.
Развивать связную речь и лексико - грамматические представления.
Для проведения упражнений использую следующее оборудование: подносы, пластиковые тарелочки, баночки, мисочки, конфетные коробки; картон, бумагу, альбом для рисования; простой и цветные карандаши; пластилин, трафареты. Также необходим следующий материал: цветная и белая фасоль, горох, семечки подсолнечника, семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, хурмы), крупа (манная, гречневая, рис, пшено).
В своей практике я применяю такие приемы этого метода, как рисование на подносе, «сухой бассейн», сортировка круп, массаж ладоней с помощью горошины, выкладывание фигур, выкладывание панно из крупы.
Прием рисования на подносе использую для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу (манку) на поднос ровным слоем. Сначала порисовать самой, чтобы заинтересовать ребенка и рассказать правила работы с крупой. Например, провести пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
Не менее эффективен и прием «сухого бассейна»: погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными.
Этот прием способствует:
нормализации мышечного тонуса;
стимуляции тактильных ощущений;
увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
На первых этапах работы предлагаю в «сухой бассейн» с фасолью набросать мелких игрушек, ракушек, пуговиц, затем показываю ребенку, как их можно искать и раскапывать. Задания достаточно просты, так как ребенок на данном этапе преимущественно захватывает и держит предмет ладонью. Можно поставить рядом небольшую мисочку, куда он сможет складывать найденные «сокровища», а можно, найдя фигурку животного (например, собачки) - закрепить лексический материал по теме «Домашние животные», предложив составить краткий описательный рассказ.
Для детей с нарушениями речи – это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а также оказывает терапевтическое воздействие на весь организм в целом. Движение рук ребенка в «сухом бассейне» тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а крупа обладает релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в «сухом бассейне», они либо играют, либо говорят. Необходимо обучать этим совместным действиям.
Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются, дети начинают активнее использовать пальцы рук, поэтому при работе с крупой можно применять следующие упражнения и приемы:
· массаж ладоней с помощью горошины (катать горошину между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать её каждым пальчиком);
· раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;
· выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
• выкладывание цифр, букв;
• заполнение пластиковых баночек горохом, фасолью, бобами.
• выкладывание панно из крупы.
Такой прием, как выкладывание панно (картин) из крупы, получил положительный отклик у детей.
Для изготовления панно, основой которого служит пластилиновая пластина, необходимо вырезать из картона форму и аккуратно налепить сверху пластилин ровным тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов, панно, украшений используем крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено, горох, гречка). Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых творческих работ.
Чтобы упражнения проходили веселее и ярче, провожу их в игровой форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.
На занятиях обязательно включаю физкульминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкульминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Текст составляю так, чтобы в одной физкультурной паузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с нарушениями речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь рифмуется с движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкульминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволило достичь наибольшего обучающего эффекта.
Многие нуждаются в поощрении для начала занятий. Но, с течением времени, чем больше уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей будет польза от занятий. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.
Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Регулярно используя метод крупотерапии на логопедических занятиях, я отметила улучшение речевой моторики. А личностно - ориентированный подход в работе с детьми способствовал улучшению памяти и внимания, развитию усидчивости, воображения, творческих способностей; у них повысилась работоспособность, снизился уровень утомляемости; появилось желание фантазировать и изобретать.
Таким образом, в результате проведенной мной работы по применению метода крупотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, можно утверждать, что этот нетрадиционный метод прост и очень эффективен в своем использовании на логопедических занятиях.
Приложение: презентация «Использование крупотерапии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (в электронном виде).