Игровая терапия как эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Автор: Семенова Анна Николаевна
1 слайд – титульник. «Игровая терапия как эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
2 слайд - В современном мире отмечается стремительный рост числа детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития. За последние сорок лет число речевых нарушений возросло более чем в 20 раз.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, значит, (особенно в дошкольном возрасте) и использование различных игровых технологий.
В настоящее время в литературе накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра является потребностью растущего организма и способствует его гармоничному развитию.
3 слайд - Игра - очень эффективное средство в логопедической работе.
Речевые игры используются как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений и решают следующие задачи:
• развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонетический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос, пальцевую моторику
• формируют правильное звукопроизношение.
• помогают практически усвоить лексические и грамматические средства языка, формируют связную речь.
• помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.
• развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность.
4 слайд - при организации речевых игр мы должны руководствоваться определёнными требованиями:
1. Игры не должны быть длительными по времени (10-15 мин.)
2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку
3. Игра должна быть живой, заманчивой, интересной. В ней обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды.
4. Игра может быть частью логопедического занятия.
5. В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.
6. В игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.
7. В игре логопед принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей.
5 слайд - Подбирая игры для логопедической работы, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принципы отбора:
• от простого к сложному (сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);
• принцип последовательности;
• принцип системности.
6 слайд - Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь взрослых - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям
Игровые методы обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
7 слайд – на слайдах друг за другом показываются фотографии игр.
Для детей логопедические занятия бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на разных этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков.
Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
8 слайд - Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.