+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование ИТК в логопедической работе (из опыта работы)

Автор: Локтева Ольга Станиславовна

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути решения данной проблемы. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска, которая обладает большими потенциальными возможностями в развитии дошкольников и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование интерактивной доски позволяет сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Применение интерактивной доски на логопедических занятиях позволяет: развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности; развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки; повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений; обеспечить психологический комфорт на занятиях.

Особый интерес представляют приемы работы, основанные на перемещении изображений на экране доски. Выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку, ориентироваться в пространстве и др. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге — соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков. Данный вид работы мы пока только осваиваем.

В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Использование интерактивной доски даёт возможность педагогу самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях. Это открывает большие просторы для творчества и самореализации педагога. При желании педагог может создавать свою коллекцию иллюстраций, развивающих заданий, видеоматериалов или воспользоваться уже готовой; создавать свои разработки занятий, авторские мультимедийные презентации, развивающие интерактивные игры.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

 Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

  Таким образом презентация:

• Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

• Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

• Усиливает воздействие выступления

В группе разработан цикл занятий с использованием презентаций для обобщения и закрепления знаний. Тема «Осень» с закреплением знаний по темам «Деревья», «Овощи», «Фрукты». Тема «Зима» с закреплением знаний по темам «Дикие животные», «Домашние животные». Тема «Весна» с повторением трудно дающихся таких категорий как деревья, зимующие и перелетные птицы. Разработаны занятия для изучения нового материала по теме «Зоопарк» и «Обитатели подводного мира».

Так же презентационные материалы применяю для: развития речевого дыхания, автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и развития фонематического восприятия.

Более активно в своей работе мы используем интерактивный игровой стол «Волшебный экран» . Здесь уже собраны интерактивные игры и задания по разделам:

- математические представления;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- конструирование;

- задание с камерой.

Наиболее часто в своей работе мы используем раздел «Речевое развитие». Упражнения и задания направлены на развитие всех сторон речи, фонетики, лексики, грамматики. 

 для закрепления делить слова на слоги и соотносить их со схемой слова, используем серию «Раздели на слоги»;

 для развития умозаключения активно используем «Аналогии»;

 на классификацию, для выделения в группе лишнего предмета по какому-либо признаку используем задания «Четвертый лишний»;

 для определения места звука в слове используем игру «Где живет звук», «Найди звуковую схему»;

 для правильного употребления предлогов в речи помогает игра «Где бабочка»;

 для обогащения словарного запаса и развития связной речи используем такие задания как: «Подбери слово к действию», «Подбери картинку к действию», «Подбери слово к признаку», «Подбери картинку к признакам»;

 для закрепления выполнения звукового анализа слова помогают задания «Буквы и звуки».

Все эти игры позволяют познакомить ребенка с разнообразием родного языка, проявить смекалку и творческое воображение при поиске нужных слов из своего словарного запаса.

Здесь есть  интересные задания по изучению алфавита, «Дорисуй букву», «Веселый алфавит», «Гласные и согласные». Раздел «Звуковые схемы» предназначен специально для логопедической работы, «Каким звуком заканчивается слово», «Каким звуком начинается слово», «Найди звуковую схему», «Дополни слово», «Составь предложение». 

Эти задания закрепляют у ребенка навыки чтения, деления слов на слоги, развивают внимание и память и пространственно-зрительное восприятие.

Наши дети любят задания в разделе: «Книги, стихи, загадки». Читая текст сказки необходимо догадаться какое слово пропущено, найти подходящий рисунок и подставить его в текст. Задания этого раздела позволяют проявить творческое воображение, вызывают интерес к творчеству и поэзии.

При выполнении упражнений артикулляционной гимнастики мы используем раздел интерактивного стола «Задания с камерой». Игра «Логопедическое зеркало» имитирует обычное зеркало, но заниматься детям интереснее перед монитором. Они с удовольствием и без усталости делают необходимые упражнения.

Игра «Зеркало наоборот» отражает изображение по горизонтали. Это очень необычно и вызывает у детей неподдельный интерес. Игра предназначена для закрепления понятий «лево» и «право».  

Построенная таким образом индивидуальная работа  позволяет ребенку лучше усвоить материал, закрепить знания, проверить себя, приобрести элементарный практический навык работы с компьютером.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность обучающегося к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.