+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методика диагностики диспраксии у старших дошкольников с дизартрией

Автор: Калиновская Ольга Владимировна

К методике диагностики диспраксии у старших дошкольников с ОНР

Рассмотрим методику диагностики уровня сформированности артикуляционного праксиса и праксиса руки у старших дошкольников с ОНР, которая  состоит из 2 блоков:

1. 1 блок, целью которого является исследование уровня сформированности орального и артикуляционного праксиса у дошкольников:

- исследовать кинестетический оральный праксис;

- исследовать кинетический оральный праксис;

- исследовать кинестетический артикуляционный праксис;

- исследовать кинетический артикуляционный праксис;

2. 2 блок, целью которого является исследование уровня сформированности праксиса руки:

- исследовать кинестетическую основу движений руки;

- исследовать кинетическую основу движений руки.

В основу методики положена методика диагностики нарушений моторного развития Е.Ф. Архиповой, а также задания, предложенные Л.В. Лопатиной и Г.В. Дедюхиной.

1 блок - исследование уровня сформированности орального и артикуляционного праксиса

1. Обследование кинестетического орального праксиса

В процессе оценки сформированности кинестетической основы оральных движений предлагаются статические упражнения, направленные на уточнение положения органов артикуляции, а именно: языка, губ, нижней челюсти с опорой на собственные ощущения от принятых поз.

Ребенку предлагается выполнить то или иное задание, принять заданную позу по словесной инструкции, не используя зеркало, с опорой на ее описание, на кинестетические ощущения от руки и на показ.

 1) Оральный праксис по словесной инструкции

1. Инструкция: Улыбнись. В каком положении твои губы? Они растянуты в стороны или вытянуты вперед?

2. Инструкция: Подними язык за верхние зубы. Где находится твой язык? Он поднят или опущен?

2) Оральный праксис поз по зрительному образцу

Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагаются следующие упражнения органами артикуляции, которые он должен воспроизвести.

- "Улыбка": растянуть губы в улыбке;

- "Парус": поднять язык за верхние зубы;

- "Окошко": открыть широко рот, опустив нижнюю челюсть.

2. Обследование кинетического орального праксиса

При исследовании кинетической основы оральных движений основное внимание уделяется выполнению динамических упражнений, требующих достаточной силы, точности, способности переключаться с одного движения на последующее.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить упражнение, удерживая органы ротовой полости в нужном положении 5 секунд. Инструкция: Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:

1. "Забор"-"Трубочка": растяни губы в улыбке, затем вытяни их вперёд.

2. "Мост" -"Парус": рот открой, широкий плоский язык удерживай на дне полости рта, упираясь кончиком языка в нижние резцы, а затем подними широкий язык к верхним резцам за альвеолы.

Оценивается:

- точность выполнения движений;

 - длительность удержания артикуляционной позы;

 - симметричность;

 - наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

3. Обследование кинестетического артикуляционного праксиса

Для изучения сформированности кинестетической основы артикуляционных движений у детей предлагаются специальные статические упражнения, направленные на уточнение положения артикуляционных органов при произнесении конкретных звуков, воспроизведении их укладов.

Ребенку предлагается выполнить задание по словесной инструкции, не используя зеркало.

1. Инструкция: Произнеси [си] - [су] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?

2. Инструкция: Произнеси последовательно звуки [и], [д] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?

4. Обследование кинетического артикуляционного праксиса

В процессе изучения кинетической основы артикуляционных движений предъявляются специальные динамические упражнения, направленные на исследование подвижности органов артикуляционного аппарата, силы, точности движений, умения переключаться с артикуляции одного звука на последующую.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Предлагается отраженно за логопедом выполнить упражнение, удерживая органы артикуляции в нужном положении 5секунд.

1. Инструкция: растяни губы в улыбке и протяни [и], затем раскрой рот широко, протянув звук [а].

2. Инструкция: растяни губы в улыбке и протяни звук [и], затем губы вытяни вперед и тяни звук [у].

2 блок - исследование уровня сформированности праксиса руки

1. Обследование кинестетической основы движений руки

В процессе оценки сформированности кинестетической основы движений руки детям предлагаются статические упражнения, направленные на уточнение, нахождение, принятие позы пальцами, рукой и ее удержание.

Предлагается выполнить то или иное задание, принять заданную позу по словесной инструкции, не используя зеркало, с опорой на ее описание, на кинестетические ощущения от руки и на показ.

1) Праксис по словесной инструкции

1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

2. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

2) Праксис поз по зрительному образцу

Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагаются следующие позы пальцев, которые он должен воспроизвести.

- "Кольцо": соединить большой и указательный пальцы в кольцо, другие вытянуть наверх;

- "Сделай зайчика": вытянуть вверх указательный и средний пальцы.

- "Сделай козу рогатую": вытяни второй и пятый пальцы вперед.

2. Обследование кинетической основы движений руки

В процессе изучения кинетической основы движений руки предъявляются специальные динамические упражнения, направленные на исследование подвижности пальцев и руки, точности движений, умения переключаться с одной позы на другую.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить упражнение, удерживая позу в нужном положении 5секунд.

1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам.

2. Инструкция: «Делай, как я» (проба «Кулак - ребро - ладонь»).

Данная методика позволяет качественно исследовать оральный и артикуляционный праксис и праксис руки у детей старшего дошкольного возраста, выявить состояние кинестетических ощущений при выполнении различных артикуляционных упражнений, при произнесении звуков, при принятии поз руками, а также оценить качество выполнения упражнений, способности к переключению.