+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для педагогов и родителей "Логопедическое воздействие как педагогический процесс

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Под логопедическим воздействием принято понимать педагогический процесс в ходе которого осуществляется реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач. При организации логопедического воздействия основное внимание уделяется основным принципам дидактики, а именно:

- воспитания,

- обучения,

- научности,

- систематичности,

- последовательности,

- наглядности,

- сознательности,

- активности,

- прочности,

- индивидуальности.

Стоит отметить, что при планировании логопедического воздействия следует опираться и на специальные принципы коррекционной дидактики:

1.     Специфика этиологии и механизмов речевых нарушений.

2.     Специфика системности и структуры речевых нарушений.

3.     Сочетание комплексного, дифференцированного, индивидуального  подхода к коррекции речевых нарушений.

4.     Соблюдение поэтапности в логопедическом воздействии.

5.     Учет личностных особенностей.

6.     Формирование речевой активности в естественных условиях общения.

7.     Возможность использования обходного пути в процессе коррекции.

При коррекционной работе по устранению речевых нарушений нужно учитывать весь спектр этиологии, которая привела к их возникновению. К ним относятся следующие факторы:

- внешние;

- внутренние;

- биологические;

- социально – психологические.

В зависимости от характера этиологических факторов, которые стали причиной того или иного нарушения, по разному строится и работа по их коррекции.

Очень часто логопедическая коррекция (воздействие) сочетается с медикаментозным воздействием, что приводит к более положительной результативности. Содержание, механизмы логопедического воздействия могут отличаться вариативностью даже при одинаковых речевых нарушениях.

Логопедическое воздействие нужно рассматривать, как сложный, целенаправленный, организованный процесс, который с одержит в себе различные этапы. На планировании каждого этапа определяется своя цель, ставятся конкретные задачи и подбираются методы и приемы коррекционно-развивающей работы, характерные только для него. Более того, плавно и последовательно осуществляется переход от одного этапа к другому. Если рассматривать проблему нарушения звукопроизношения, то индивидуальная коррекционно-развивающая работа строится по следующим этапам:

1.     Постановка проблемного звука.

2.     Автоматизация проблемного звука.

3.     Дифференциация проблемных звуков.

Не стоит забывать об онтогенетическом принципе при построении логопедического маршрута (воздействия), который учитывает закономерности, а главное, последовательность становления различных форм и речевых функций.

Если у ребенка, даже старшего дошкольного возраста, наблюдается нарушение звукопроизношения большого количества звуков (свистящие, шипящие, аффрикативные, сонорные), то последовательность логопедического воздействия должна определяться их появлением в онтогенетическом плане. Иными словами, не стоит переходить к постановке звуков более позднего онтогенеза (шипящих и сонорных), когда в речи наблюдается нарушение звукопроизношение звуков раннего онтогенеза (свистящих).

Процесс становления речевых навыков, форм и функций речи происходит в определенной последовательности:

1.     От простого к сложному.

2.     От конкретного к абстрактному.

3.     От продуктивного к непродуктивному.

4.     От ситуативного к контекстному.

5.     От семантического к формальному.

При логопедической коррекционно-развивающей работе особое место занимает воздействие на личностные особенности ребенка в целом, с учетом индивидуальных особенностей детей, имеющих различные формы речевых расстройств, а также с учетом возрастных критериев.

Практикующим учителям-логопедом важно помнить, что построение логопедического индивидуального или группового коррекционно-развивающего маршрута планируется и осуществляется с учетом ведущей деятельности детей. Не стоит осуществлять свою работу с опережением, это не приведет к положительному результату, а наоборот, может приостановить развитие. С учетом ведущей деятельности ребенка, планируются различные варианты ситуаций речевого взаимодействия, как в образовательных организациях, так и в домашних условиях. Главным условием в качественном логопедической коррекции является тесное взаимодействие с родителями ребенка, с воспитателями и учителями. В идеале, учитель – логопед консультирует и информирует педагогов, работающих с ребенком и его ближайшее социальное окружение:

-  о характере речевого нарушения;

- о целях, задачах и методах и приемах, поставленных перед самим учителем-логопедом, педагогами и семьей на каждом этапе коррекционно-развивающего процесса;

- о необходимости закрепления полученных речевых навыков не только в пределах логопедического кабинета, но и вне – организованная образовательная деятельность, уроки, родительское общение.

При соблюдении перечисленных факторов речевое развитие ребенка будет иметь положительные результаты, которые помогут ему в последующем обучении в школе.