+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Групповые логопедические занятия в системе восстановления речи пациентов с локальными поражениями головного мозга

Автор: Руденко Татьяна Андреевна

Краткое описание работы
Современный подход к восстановлению утраченных речевых навыков пациентов с афазией лёгкой степени выраженности в условиях групповых логопедических занятий.

Групповые логопедические занятия в системе  восстановления речи пациентов с локальными поражениями головного мозга

Групповые формы работы крайне важны в системе мероприятий по восстановлению утраченных речевых навыков у пациентов с локальными поражениями головного мозга. Групповые логопедические занятия, направленные на закрепление, совершенствование речевых навыков, приобретённых на индивидуальных логопедических занятиях, восстановление коммуникативной функции речи, расширение возможностей вербального контакта, способствуют скорейшей социализации пациентов.

          Группы комплектуются из пациентов, имеющих сходную по структуре и степени выраженности речевую симптоматику. Решение о направлении на групповые занятия принимается логопедом, основываясь на собственные результаты обследования высших психических функций и речи, а также на результаты, полученные в ходе нейропсихологического обследования.

Групповые занятия проводятся ежедневно в строго определенное время, в специально оборудованном помещении. Наполняемость группы составляет 8 – 10 человек. Используемый в работе для каждой группы вербальный и невербальный материал тщательно подобран в соответствии с характером речевой патологии, степенью выраженности речевых нарушений.

          Реализуя междисциплинарный подход при работе с пациентами, мы используем элементы или адаптируем приемы работы из смежных областей наук, таких как, нейропсихология, лингвистика. Например, элементы Интегративного лингво-психологического тренинга (ИЛПТ) доктора филологических наук, доктора психологических наук, профессора И.П. Румянцевой эффективны на групповых логопедических занятиях с нашей категорией пациентов. Нами создаются тематические мультимедийные логопедические занятия для работы с группой пациентов. Данный вид работы проводится с использованием технических средств - компьютера, мультимедийной системы - они дают дополнительные возможности для проведения успешных коррекционно-восстановительных мероприятий.        На групповых занятиях успешно занимаются и взаимодействуют пациенты разного возраста, пола, социального статуса и культурного уровня.

          Соглашаясь с утверждением И.М. Румянцевой, что наши чувства - это ворота в мозг, занятия с группой пациентов строятся с применением не только классических приёмов и методов логопедии, но и психотерапии (например, музыкотерапия, игротерапия). «Воспринимая, человеческий мозг одновременно настраивает внимание, раскладывает информацию по кладовым памяти, подключает мышление, активизирует воображение» [И.М. Румянцева. Психология речи и лингвопедагогическая психология. Москва, 2004, с. 185]. Таким образом, с целью проведения успешного коррекционно-восстановительного процесса важно задействовать как можно больше модальностей ощущений и восприятий: акустические, визуальные, двигательные, тактильные. Эти идеи возможно успешно реализовать именно в условиях группового логопедического занятия. Наравне с продуманным речевым материалом при создании мультимедийных занятий используется музыка в сочетании с видеоматериалами как мощный психотерапевтический инструмент (эмоционально-стимулирующий, расслабляющий). Приёмы игротерапии («Ресторан», «Парикмахерская», «Отелье») имеют социально-психологическое значение, играют важную роль в адаптации пациента в социуме. Соглашаясь с позицией И.М. Румянцевой, следует отметить, что важным психо-терапевтическим фактором на занятиях является юмор. Он не только снимает психологические барьеры, но и активизирует мышление. В данном контексте приведём слова известного врача-психотерапевта М.Е. Литвака о том, что «… несерьёзно быть серьёзным. Нельзя делать серьёзные дела с серьёзным видом…» [М.Е. Литвак. Профессия психолог. Ростов н/Д, 1999, с. 335].

Т.А. Руденко,

логопед ГБУЗ г. Москвы «Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы»