+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Как бороться с заиканием у детей

Автор: Борзова Наталья Александровна

В последнее время увеличилось количество обращений родителей, дети которых начали заикаться. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки заболевания:

- ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребёнок вновь начинает говорить, но уже заикаясь).

- употребление перед отдельными  словами лишних звуков (а, и);

- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

- вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затруднения перед началом речи.

Основными причинами появления  заикания являются ослабленность центральной нервной системы и сильный испуг. Поводом к возникновению заикания могут быть также осложнения после ряда инфекционных заболеваний или длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребёнку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин поможет родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, неврологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Рекомендации при первых признаках заикания:

1. Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему. 
2. Нормализовать режим сна и питания ребенка. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период. 
3. Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить. 
4. Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!
5. При остром начале заикания полностью исключите просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры. 
6. Снятию нервного напряжения способствуют игры с водой и песком (зимой – со снегом). 
7. Если ребенок начал заикаться, стремитесь к тому, чтобы надолго не расставаться с ребенком, проводить с ним как можно больше времени. 
8. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. 
9.Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать ребенку фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.
10. Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком. 
11. Желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения с ребенком активно использовать картинки, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, то нельзя запрещать ему, стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую. 
12. При остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую давно не видел ребенок; первый поход в детский сад. 
13. В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания. Родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов.  Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов. 

Учитель-логопед : Борзова Н.А.