Тренируем технику чтения
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Для развития техники чтения самое важное не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. 1. Многократное чтение Проводится это так. Учащийся читает текст в течение одной минуты. После этого отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (на 2 слова, на 5, на 15). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, ему хочется читать еще раз. Однако, более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение. 2. Чтение в темпе скороговорки. Сначала учащийся отрабатывает четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки. 3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ребенку объясняем так: “Теперь, пожалуйста, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Учащийся прочитывает текст до конца, и родитель не останавливает его. Он переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится. 4. Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения: К. Паустовский б) использование таблицы Шульте. Родитель засекает время (30 секунд), а ребенок ведет счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их (соблюдая последовательность строк) При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1 Таблица Шульте
Числовые и буквенные пирамиды 10_________23 мы________ло Цифровые таблицы
Теперь усложните задание, перейдя к исполнительному этапу. Вы показываете ребёнку квадрат, а он называет ту цифру, которая написана в квадрате. Если задание вызывает у ребенка трудности, вы можете изготовить таблицу с разноцветными цифрами. Цвет поможет ребенку выделять нужный квадрат. Кроме того, если ребенок не может назвать указанную цифру, то вы можете спросить, какого она цвета. Назвать цвет будет легче, чем саму цифру. В то же время это подскажет вам, что ребенок хоть и не видит цифры, расположенной на периферии поля зрения, но есть потенциал его расширения. Таким образом, вы можете определить актуальное поле зрения ребенка (те цифры, которые он видит четко) и потенциальное поле зрения (то, что лежит за пределами ясного видения, но различается ребенком по цвету).
5. В целях четкого разграничения ребенка чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении вводить упражнение “Губы”.
6. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.
Заключается оно в следующем. 8. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде родителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения). Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Ежедневно можно производить самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает текст (в своем темпе, вполголоса), замечает, до какого слова дочитал, затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневнике. |