+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Общие ориентиры и нормы развития речи у ребенка-дошкольника.

Автор: Махова Вера Викторовна

 

Общие ориентиры и нормы развития речи у ребенка-дошкольника.

 

(консультация для родителей дошкольников)

 

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:

 

§   дети, у которых речь совсем отсутствует;

 

§   дети, которые говорят отдельными словами;

 

§   дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

 

И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.

 

А ведь к 2 годам в самостоятельной речи ребенка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу.

 

Особенное внимание следует уделить воздействию социальных факторов. Один из них — недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с близкими людьми. Давно известно, что с малышом необходимо общаться, начиная с самого его рождения. Однако многие родители, к сожалению, недооценивают этот факт, и поэтому дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии.

 

О необходимости правильного речевого развития.

 

Почему же так необходимо правильное речевое развитие у детей?

 

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений.  С помощью речи  ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

 

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка.

 

С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.

 

Для успешного обучения в школе, особенно для овладения  грамотой, необходимо, чтобы будущий ученик чисто произносил звуки.

 

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи.

 

С двух до трех лет даже самые молчаливые малыши  начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи, развивается его словарь.

 

О необходимости развития речи у детей 2-3 лет говорят все. Но как понять, что ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям дошкольного возраста. Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи, когда он еще в младшем дошкольном возрасте. Вот как определить норму развития речи у ребенка 2 - 3 лет, если он говорит без году неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно, большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом возрасте в норме уже должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять». Чтобы развитие речи у детей 2-3 лет происходило активнее, родителям необходимо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно. Ребенок должен пополнять лексический запас и учиться говорить грамотно и красиво.

 

Количественный рост словарного запаса по Штерну

 

От 1 до 1,5 лет

в 2 года

в 3 года

в 4 года

в 5 лет

100 слов

300-400 слов

1000 – 1100 слов

1600 слов

2200 слов

 

Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

 

В 4 года дефекты произношения тоже вполне соответствуют норме развития речи, если вы сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме.

 

В 5 лет при правильном развитии речи дети должны уже употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он держать «нить повествования»? В этот же период в норме заканчивается формирование произношения согласных. Хотя допустимы некоторые отклонения в развитии речи, например «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты в речи должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком.

 

Это самые общие ориентиры и нормы развития речи у ребенка. Но даже если ваш ребенок полностью вписывается в эту схему, один раз сходить к логопеду стоит хотя бы для собственного спокойствия. К тому же, специалист посоветует подходящие именно вашему ребенку упражнения для развития речи.

 

Структура логопедической помощи в ДОУ.

 

В нашем детском саду работа по преодолению нарушений речи ведется с детьми разных возрастов. Для этого открыты группы для детей со сложными речевыми нарушениями, начиная с младшего дошкольного возраста, и работает логопункт – для детей старшего дошкольного возраста.  Любой специалист - логопед, психолог, деффектолог скажет, что чем раньше начинается работа с детьми по преодолению нарушений речи, тем устойчивее будет  результат.  Например, коррекция нарушения звукопроизношения эффективна у детей в возрасте до 9 лет. Поэтому хочется, чтобы у  родителей сформировались адекватные оценки состояния речи своего ребенка в данный период его развития и  адекватные ожидания в отношении результатов обучения.

 

Не надо уходить от проблемы, если сами замечаете ее или о ней говорят вам специалисты. Ведь некоторые родители считают, что ребенок всему научится, когда пойдет в школу; другие вовсе не замечают, что ребенок неправильно произносит тот или иной звук; у третьих существует попустительское отношение  к дефекту ребенка. Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает; либо родители считают, что речь - это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью.

 

Бывают и такие родители, которые очень тревожатся, что ребенок неправильно говорит, хотя по возрасту он просто физиологически не может проговаривать те или иные звуки.

 

Если специалисты предлагают помощь, не надо от нее отказываться. Ведь это необходимо  вашему ребенку. Поэтому нужно всячески прислушиваться к  рекомендациям логопеда, выполнять все домашние задания, следить за правильностью речи ребенка в быту. Потому что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. К сожалению, семья часто выступает в виде наблюдателя, а не участника образовательного процесса, не задумываясь о том, что готовность родителей к сотрудничеству с логопедом приносит быстрые результаты в коррекции нарушений речи у ребенка.

 

Основными направлениями сотрудничества учителя-логопеда с родителями  являются:

 

1.Настрой детей на логопедическую коррекцию;

 

Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свое нарушение речи, чтобы чисто произносил звуки  будущий ученик школы, особенно для овладения им грамотой.

 

2. Даже при исправлении звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению.

 

3. После того, как все звуки речи еже поставлены и автоматизированы,  родители должны контролировать речь ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения.

 

 

 

Как показывает практика, дети, своевременно получившие помощь, не испытывают в школе проблем с чтением и письмом.