Говорящая стена" как средство освоения письменной речью
Автор: Сюзева Ольга Александровна
Предпосылки освоения письменной речи дошкольниками
Процесс письма – сложный психофизиологический процесс, в осуществлении которого участвуют различные отделы коры головного мозга.
Для овладения письмом необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов. В отличие от устной речи, которую ребенок усваивает непроизвольно, по подражанию, письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе социального обучения.
Ребенок не имеет возможности сразу пользоваться письменно речью, как средством общения и сначала должен овладеть «техникой письма». Наше письмо осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу, и в самых простых случаях написания мы как бы должны «сфотографировать» каждый звук, изобразив его на письме в виде вполне определенной, соответствующей ему буквы.
Одна из первых задач, с которой встречается ребенок- необходимость усвоения букв. Это значит, для того, чтобы усвоить буквы, ребенок должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только тогда он сможет связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным зрительным образом буквы. Лишь после установлении прочной связи между каждой фонемой и соответствующей ей графемой ребенок может озвучивать каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву для обозначения записываемого в процессе письма звука.
1. Одной из необходимых предпосылок успешного обучении грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входит и слуховая дифференциация звуков речи, а также начальные формы звукового анализа и синтезе слов. Для ребенка начинающего обучаться грамоте, сложность представляет и усвоение зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Все это происходит, потому что в нашем алфавите имеются целые группы похожих по начертанию букв, которое особенно трудны для различения.
2. Для того чтобы ребенок научился различат сходные по своему внешнему виду буквы, у него должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления ( различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, ориентировка в пространстве)
3. Для того чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью должна быть хорошо развита устная речь. Ведь в письменном виде мы можем изложить только те свои мысли, которые в состоянии оформить при помощи устной речи. Поэтому если устная речь бедна по своему содержанию из-за имеющегося у него малого запаса, если она оформлена грамматически неправильно, то и хорошей письменной речи здесь просто неоткуда появиться.
4. Чисто техническая сторона процесса невозможна без достаточно развитой тонкой ручной моторики. Слабость, неловкость, неразвитость кисти рук, невозможность осуществления ею тонких, дифференцированных движений не позволяет ребенку выработать хороший почерк и вообще выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.
В ФГОС ДО одним из основных требований является создание образовательного пространства в учреждении, которое способствует развитию самостоятельности детей и их познавательной активности. Для того чтобы эффективно реализовать данное требование, необходимо совершенствовать и модернизировать образовательное пространство.
Среди всех форм организации группы набирает популярность «Говорящая стена». Эта инновационная технология, главной идей которой является трансформация среды нахождения детей, в частности стены, в эффективное обучающее пространство. «Говорящая стена» является необычным инструментом, который дает возможность уникальным образом превратить предметно-пространственную среду в интересный «живой экран» с различными развивающими элементами.
Мне стала интересна эта технология и я тоже решила создать «говорящую стену» в своем кабинете.
Я начала свою работу по созданию говорящей стены постепенно, с одного из элементов - «Азбуки». «Азбука» помогает зафиксировать активный устный словарь используемых детьми слов, помогает «увидеть» условия и процесс преобразования устной речи в письменную. На магнитной доске я размещаю наглядный материал по лексической теме и вертикально расположенный лист с буквами по алфавиту. В течение прохождения лексической темы дети «записывают» в «Азбуку» слова на любую букву, относящиеся к данной теме. Работа над созданием Азбуки является полностью добровольной, в которую дети включаются исходя из собственных потребностей. Детям я объяснила, что азбуки бывают разные (с буквами, с картинками на каждую букву) а мы будем составлять азбуку слов. Начали мы составлять свою азбуку с темы Ягоды, грибы. Дети отреагировали с удовольствием и мы начали заполнять. Конечно дети записывают слова так как они их слышат, и допускают ошибки. В ФГОС ДО (п.2.6) при описании образовательной области «Речевое развитие» звучит формулировка: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Это значит, что мы создаем условия для развития у детей навыков звукового анализа и синтеза – предпосылки чтения и письма. Мы не обязаны учить детей читать и писать! Главная цель: формирование познавательного интереса, поддержка инициативы и активности детей.
После того как дети попробовали и поняли как заполнять Азбуку возник вопрос и что же дальше? И тут пришла идея создать лабораторию исследования слов. Мы начали исследовать слова из нашей Азбуки. Исследование проходит так: изучаем сколько в слове звуков, букв, сколько гласных, согласных, какие?, сколько слогов, придумывали с этими словами предложения. Сначала мы все вместе исследовали одно слова, а затем, когда дети поняли, как это делать, они начали сами выбирать себе слова и записывать свое исследование в карточках по плану. Исследованные слова мы заносили в Карту исследования слов. Для того чтобы зафиксировать «голос» (желание, выбор) ребенка записать в азбуку то или иное слово появилась необходимость создания «Экрана выбора». Дети выбирали картинку соответствующую тому, что или о чем (о ком) они хотели узнать по лексической теме, выбирали, о чем или о ком они хотели рассказать, какое слово написать и исследовать. В результате работы по лексической теме стали Экран выбора, Азбука, карта исследования слов. Родители тоже приняли участие и после прохождения темы Дикие животные, вместе с детьми создали книжки – малышки о животном по выбору детей. После завершения темы Одежда в группе организовали модное ателье, детям предложили смоделировать платье, украсить головной убор, и украсить валенки. Записывая и анализируя слова дети допускали ошибки в написании букв. Над доской я разместила буквы с изображением стрелки, которая указывает правильное направление написания буквы и зрительный ориентир. На столах детей слева и справа я разместила такие же ориентиры. Такая визуальная поддержка работает без вмешательства взрослого: она всегда рядом и всегда спокойно напоминает ребенку, как правильно пишется та или иная сложная буква, а также формирует у детей зрительно-пространственные представления. В конце каждого занятия я предлагаю детям выразить свое настроение (эмоции) – под своей фотографией разместить смайлик (добрый или сердитый).