+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Влияние игровых технологий на развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с заиканием

Автор: Почка Алёна Сергеевна

Влияние игровых технологий на развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с заиканием

 

                 Проблема формирования лексики занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

 

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, при которой нарушается экспрессивная сторона. Различная симптоматика данного дефекта является необычным феноменом, так как в ней сочетается речевой и неречевой характер. Речевая симптоматика заключается в том, что у человека наблюдается судорожность речевого аппарата, которая ведет к нарушению взаимодействия дыхательной, голосообразовательной и артикуляторной систем. [5].

 

Вопросами изучения коррекции заикания занимались: В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова, В.И. Чевелёва, Л.З. Артунян, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой, С.А. Мироновой, Л.Ф. Спировой, Л.М. Крапивиной. [1].

 

Принято считать, что существует три стороны речи: лексическая, грамматическая и  фонетическая.

 

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

 

 Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова, но с большим трудом понимает переносное значение слова, афоризмы.

 

Изменения значений слов усваиваемых ребенком отражают развитие его представлений об окружающем мире и очень тесно связаны с когнитивной сферой. В процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой разнообразных связей и становится обобщением более высокого порядка. Обогащение словарного запаса идет как за счет усвоения новых слов, так и за счет установления различных смысловых отношений между ними: родовидовых, синонимических, антонимических, омонимических, отношений между родственными словами. [3].

 

По мере развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками[4].

 

Основное назначение речи — служить средством общения людей и выражения чувств, мыслей, эмоций. Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря слаженной работе периферического двигательного аппарата, обеспечивающейся центральной нервной системой [6].

 

Младший школьный возраст - это ответственный период в формировании и развитии речи ребенка, т.к. речевая деятельность развивается одновременно в самых разных направлениях. Ребенок овладевает словом, звуками, составляющими слово, усваивает лексические и грамматические значения слов и способы построения фраз и повествований. В процессе речевого развития у ребенка формируются не только средства языка, но и умение пользоваться ими в условиях устного общения. Речь функционирует как функциональная система и, следовательно, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования.

 

По данным статистики, заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Как отмечают такие исследователи, как Э.М. Кулиев, A.B. Ястребова и др., в у детей, страдающих заиканием установлена дефицитарность процессов, отвечающих за формирование нормального речевого поведения. Начало заикания бывает различным. Иногда запинки появляются стремительно, внезапно, а в других случаях заикание возникает постепенно, незаметно для окружающих. Этиология заикания остается пока не полностью изученным вопросом. Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уровнем знаний о его природе [12].

 

Для правильного выбора форм коррекционного воздействия прогнозирования эффективности логопедической работы большое значение имеют данные психолого-педагогического изучения заикающегося ребенка. С психолого-педагогического изучения фактически начинается логопедическая работа, оно, по существу, определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации по ее окончании.

 

Методы коррекции заикания:

 

1. Релаксация. Пациентов учат дифференцированно расслаблять разные группы мышц, включая те, которые обеспечивают функцию речи.

 

2. Легкий контакт согласных. Пациентов учат произносить согласные звуки, которые, как они ожидают, будут для них трудны, с очень легким контактом органов артикуляции.

 

3. "Отмена", "растягивание" и "подготовка к ожидаемому блоку". Автор обратил особое внимание на страхи и волнения пациента, уклонения от трудных речевых ситуаций. Согласно методу "отмены", слово, которое вызывает заикание, следует повторить. Таким образом, пациенты понимают, что они могут научиться уменьшать количество запинок, не избегая их. Затем пациентов учат методу "растягивания" (при запинке на слове нужно закончить его с относительно плавным, контролируемым растягиванием звуков). Далее используется метод "подготовки к ожидаемому блоку". С его помощью пациенты учатся расслабляться перед произнесением "трудных" слов. Затем пациентам предлагают использовать эти методы в обратном порядке: перед произнесением "трудного" слова они должны начать "подготовку к ожидаемому блоку". Если это им не удается и появляется блокирование, они должны попробовать "растягивание". Если и это не получается, пациенты используют "отмену". В результате правильные речевые навыки закрепляются в разнообразных разговорных ситуациях.

 

4. Медленная, растянутая речь или замедление скорости с использованием устройства задержки акустической обратной связи.

 

5. Улучшение функционирования голосовых связок. Пациенты учатся контролировать поток воздуха и начинать пассивный выдох до начала произнесения фразы. В другом варианте пациенты обучаются контролировать начало произнесения фразы (используя устройство обратной связи) и делать это в очень мягкой форме.

 

6. Улучшение координации дыхания и речи.

 

7. Лекарственные методы и иглотерапия. Для уменьшения судорог используются такие лекарства, как бетаникол, карбамазепин, кломипрамин, верапамил и халоперидол. Их применение очень ограничено из-за их побочных эффектов (сонливость и тошнота). Многообещающие результаты дают прозак, золофт, паксил, лювокс и селекса. Они влияют на уровень допамина и могут помочь в уменьшении навязчивого контроля над речью при заикании. [7].

 

Методы увеличения плавности речи:

 

1. Подкрепление условных рефлексов. Примером является программа Лидкомби, успешно используемая для лечения маленьких детей. Она была разработана группой исследователей под руководством профессора Онслоу из Австралии. Коррекция речи производится родителями в повседневной жизни. Комментируется как плавная речь ребенка ("Какая плавная речь!"), так и речь в момент заикания ("Ты можешь повторить эту фразу?"). Плавная речь комментируется в пять раз чаще, чем речь с заиканием. В начале лечения комментарии делаются раз в день в процессе 10-минутного диалога, позднее - в течение дня в различных ситуациях. Кроме того, родители учатся ежедневно измерять степень тяжести заикания ребенка по шкале от 1 до 10 (1 -отсутствие, 10 - тяжелая форма). При каждом визите в клинику логопед и родитель сравнивают результаты прошлой недели, чтобы выяснить эффективность лечения.

 

2. Уменьшение порога чувствительности к заиканию - десенсибилизация. Десенсибилизация наступает, когда человек заикается открыто и без чувства стыда и неловкости. После релаксации пациента логопед создает многократные речевые ситуации, не вызывающие сильного волнения. Когда пациент перестает реагировать на них, предлагаются ситуации более эмоционально значимые. Процесс повторяется до тех пор, пока пациент не перестает тревожиться даже в самых трудных, приближенных к повседневной жизни ситуациях.

 

3. "Эмоциональный поток" - взрывная терапия. Пациентам предлагают либо начать заикаться сильнее, чем обычно, либо повторять начальные звуки слов. Это делается для увеличения осознанного поведения во время судорог и желания больше не скрывать свое заикание[8].

 

Возвращаясь к российским методам, целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося - медицинского или педагогического. В одном случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом - меры воспитания и обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем - различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.

 

В настоящее время принято применять комплексный подход, т.к. он является максимально эффективным. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

 

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их - оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная реадаптация и адаптация заикающегося. В настоящее время делаются попытки глубже изучить индивидуальные психологические особенности заикающихся.

 

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.)

 

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

 

Все перечисленные воздействия и мероприятия в большинстве случаев осуществляются одновременно или оздоровительная часть комплекса предшествует работе над речью.