+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Логопедический массаж в коррекционной работе логопеда

Автор: Чернова Екатерина Геннадьевна

Логопедический массаж в коррекционной работе логопеда.

     Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

     При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

     При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического маcсажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этио-патогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

      Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

Основные задачи логопедического массажа:

1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).

2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).

3. Стимуляция проприоцептивных ощущений.

4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

5. Уменьшение гиперсаливации.

6. Укрепление глоточного рефлекса.

7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

     Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

В коррекционной работе используются следующие виды лечебного массажа:

– Сегментарный – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или на нем.

– Точечный – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на БАТ (биологически активные точки) соответственно показаниям.

     Выделяют следующие виды логопедического массажа:  классический (ручной). Приемы такого массажа: поглаживание (движения без напряжения в любом направлении); растирание (небольшая сила давления); разминание (сдавление, сжимание, раскатывание, раздавливание); растягивание (разновидность разминания);  точечный — разновидность лечебного массажа (воздействие на активные (биологические) точки (зоны). Приемы подбираются индивидуально;  аппаратный — с помощью вибрационных приборов воздействия.

     Особый вид массажа — зондовый. Выполняют логопеды с использованием специальных инструментов (зондов), массаж направлен на нормализацию тонуса мышц, стимуляцию кинестетических ощущений, активизацию мышц речевого аппарата.

Для зондового массажа Е.В. Новиковой созданы восемь специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц:  зонд 1 (вилочковый) — используется для массажа языка, щек, губ, мягкого неба;  2 («восьмерочка») — для скул, щек, губ, языка; —  3 («большие саночки»), 4 («средние саночки»), 5 («малые — саночки») — для скул, щек, губ, мягкого неба;  6 («топорик») — для языка, щек, губ; —  7 («крестовина») — для щек, губ; —  8 («толкачик») — для губ, мягкого неба. — Приемы логопедического массажа лучше повторять 3—4 раза, положение ребенка: сидя на стуле или лежа на кушетке.

     Прежде чем приступить к зондовому массажу, логопед проводит ручной массаж для активизации речевого аппарата и развития мелкой моторики. Упражнения способствуют более интенсивному воздействию. Перед зондовым массажем, проводимым только логопедом, используют артикуляционные упражнения. Продолжительность зондового массажа от 15 до 30 мин. Зондовый массаж проводится индивидуально. Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики можно проводить индивидуально и с подгруппой детей. Система логопедического массажа должна быть адаптирована к условиям практической работы логопеда и вписываться в регламент занятия.

     Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.

     Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры.

Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

     Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот — свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Основные цели логопедического массажа:

- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого
аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

- стимуляция проприоцептивных ощущений;

- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у
которых имелась недостаточная сократительная активность;

- формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.