Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ "Родительный падеж множественного числа существительных
Автор: Кумакова Юлия Ивановна
Тема: Родительный падеж множественного числа существительных.
Цель: Учить детей правильно образовывать существительные множественного числа.
Задачи:
1. Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.
2. Учить четко выделять последний слог существительных в родительном падеже множественного числа.
3. Активизировать словарный запас слов.
4. Развивать у детей языковое чутье.
5. Развивать слуховое внимание.
6. Воспитывать умение выслушать товарища.
Оборудование: наборное полотно с нарисованным букетом цветов,
изображения разных цветов, картинки изображающие лес и зоопарк,
мяч, иллюстрация к сказке «Маша и медведь»,корзина,
картинки с изображением ягод, грибов, овощей, орехов и т.д.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Дети давайте подумаем и назовем то, чего в группе много, и при этом выделить голосом окончание слов. Например: много столов, много штор, дверей, кукол, полок и т.д.( в случае ошибки кого-то из детей правильный вариант ответа подбирается с помощью остальных детей).
1.Дидактическая игра «Закрытый букет».
Логопед выставляет на наборное полотно нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. На картине видны только концы стебельков. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подруги принесли закрытый букет и обещали отдать тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Детям предлагается помочь Кате и назвать возможные варианты.( Для наглядной опоры в случаях затруднений на наборное полотно выставляются картинки – изображения разных цветов).
Дети составляют разные предложения, четко выделяя последний слог существительных в родительном падеже множественного числа: Кате принесли букет тюльпанов. Девочки подарили подружке букет гвоздик. У Кати был букет лилий.(незабудок, одуванчиков, ландышей, роз и т.д.)
На этом этапе занятия важно соотнести формы существительных именительного и родительного падежей множественного числа. (принесли тюльпаны – букет тюльпанов и т.д.)
2.Дидактическая игра «Дружная семья».
Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить: сколько в семье было детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка?(Дети отвечают: пять кроваток).своя тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка? Свое покрывало, одеяло? Свой стул, свитер? Свои брюки? И т.д. Важно выделение голосом последнего слога в образованном существительном, а также сравнение двух падежных форм одного слова.
3. Дидактическая игра –соревнование «Кто подберет больше слов».
Логопед рассказывает детям, что в дружной семье, где было пятеро малышей, все любили ходить в лес и в зоопарк.
- Дети, давайте поделимся на две команды. А теперь задание для каждой команды: нужно придумать как можно больше вариантов – чего может быть много в лесу(для 1-й команды) и в зоопарке(для 2-й команды). Для сосредоточения внимания детей выставить на наборное полотно картинки, изображающие лес и зоопарк.
При подборе слов, логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют разные типы окончаний (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т.д). Эти существительные даются в исходной форме – единственном числе, именительном падеже. Например: В лесу ягода, ягода, ягода – значит в лесу много чего? За правильный подбор слова детям раздается по одной фишке. В случае неверного образования существительного правильный вариант подбирается всеми детьми группы.
4. Динамическая пауза. Дидактическая игра с мячом «Мамы и их детеныши».
Дети выходят из-за своих стульчиков и встают вокруг логопеда. Логопед с мячом объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Вам надо поймать мяч и сказать: кого защищает зайчиха (медведица, кошка, собака, лисица, свинья, овца и т.д.)?Каждый ребенок, поймав мяч, дает ответ полным предложением: Зайчиха защищает своих зайчат - и возвращает мяч логопеду.
5.Дидактическая игра «Маша и медведь».
Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и просит вспомнить о девочке, которая жила в лесу у огромного медведя. Маша готовила, убирала в избушке, а медведь приносил из леса, из огорода каждый раз полную корзинку… А вот чего – ребятам предлагается догадаться, глядя на свои картинки. У каждого ребенка своя картинка с изображением, например, орехов(ягод, грибов, огурцов, помидоров, слив, яблок, желудей и т.д.) Для создания игровой ситуации показывает детям красивую корзинку, в которую, при правильном образовании падежной формы, каждый ребенок кладет свою картинку.
6. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова.(Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого Пожираешь людей,
Я видел двух свинок Так за это мой меч -
Без шляп и …(ботинок). Твою голову с …(плеч).
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе Не жалеет…(лаптей).
Я выслал две пары
Отличных…(калош)?
Робин Бобин Барабек Где убийца, где злодей?
Скушал сорок…(человек). Не боюсь его…(когтей).
7. Итог занятия, оценка деятельности детей.