Конспект НОД в подготовительной логопедической группе "Полет в космос
Автор: Глебова Ирина Владимировна
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе
на тему: «Полет в космос»
Цель: развитие лексико-грамматической строя речи и связной речи детей.
Задачи:
познакомить детей с планетами солнечной системы; закрепить знания детей о Дне Космонавтики, о Юрии Гагарине; активизировать словарный запас детей по теме (названия планет, метеорит, комета, звезда, космонавт, ракета, галактика, космический корабль);
учить детей выделять лишний предмет, объясняя свое решение развернутым ответом (союз потому что);
закрепить умение соотносить схему слова с его звуковой оболочкой (угадать слово по звуковой схеме); закрепить умение детей согласовывать числительные с прилагательными и существительными;
закрепить умение детей рассказывать стихотворение с помощью мнемотаблицы;
развивать общую моторику и мелкую моторику рук детей;
развивать зрительное внимание детей; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбие, доброжелательность, гостеприимность.
Предварительная работа: беседа о космосе, о космонавте Ю.Гагарине, заучивание стихотворений «По порядку все планеты…», повторение пальчиковой гимнастики «Сатурн».
Ход занятия:
1) Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся, пожав друг другу руку.
2) Основная часть. Знакомство с гостем.
- Сегодня, как я и обещала, мы попробуем полететь в космос. Но для начала скажите мне: кто летает в космос? (космонавты) Верно. А какими должны быть космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми, внимательными, осторожными…) А кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин) Молодцы! Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День Космонавтики).
- Умнички! На прошлом занятии мы прошли полную подготовку к полету. и поэтому сегодня… (на слайде появляется летающая тарелка, звучит музыка, выходит инопланетянин) Ребята, смотрите!
Юпик :
— Ой, здравствуйте! А куда я попал? Какая это планета?
Дети: — Это планета Земля!
— Да! Далеко меня занесло… Меня зовут Юпик. Я с далекой планеты Плутон.
- Приятно познакомиться Юпик. А дети подготовительной группы нашего детского сада. Но что же произошло с тобой?
Юпик :
-мой космический корабль попал под метеоритный дождь, и двигатель был поврежден, поэтому мне и пришлось совершить аварийную посадку.
- Хорошо, что ты остался цел и невредим.
Юпик: да , но как же мне теперь вернуться домой? Ведь я взял корабль без разрешения родителей. Уж очень мне хотелось изведать бескрайний космос.
- Конечно не стоило так делать Юпик. Родители наверно волнуются о тебе… Ребята. Может мы сможем помочь Юпику ? Но как? (варианты детей)
Дети:- надо починить корабль. - верно. Юпик , мы починим твой корабль и полетим вместе с тобой, чтобы доставить тебя в целости и сохранности. Заодно, ты нам покажешь весь космос.
Юпик :Ой, спасибо! Наши космические корабли запрограммированы так, что, если необходимо включить второй двигатель, сначала нужно ответить верно на 3 вопроса. Я пробовал, но у меня не получилось…
- Хорошо. Ну что, ребята, попробуем? (Да) Давайте, посмотрим, какие вопросы нам подготовили.
1 задание: Сколько планет в солнечной системе? Назовите их!
Дети: - По порядку все планеты Назовет любой из нас!
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом
И девятая планета, Называется Плутон.
(возможно отступление с информацией о том, что Плутон космический объект, который раньше считался полноценной планетой нашей Солнечной системы. Но как оказалось, эта планета не совершает полный оборот вокруг Солнца, и по размерам уступает остальным планетам. И поэтому теперь в нашей солнечной системе 8 планет, а Плутон считается карликовой планетой)
- Первое задание выполнили. Молодцы! 2 задание: На корабле перегруз! Уберите лишнее!
Игра «Четвертый лишний»
- Ну что, посмотрим, что же лишнее? Скафандр, барабан, ракета или звезда? (Барабан) Верно. (Аналогично еще 2 ряда картинок) Молодцы!
3 задание: Ключ в отгадке, отгадка в загадке. Вот и загадка. Надо ответить к какому слову относится эта схема. Дети: — космонавт. - Молодцы! Верно.
Появляется Юпик: Ура! Получилось! Ребята, вы молодцы! Я поведу корабль и покажу вам все планеты нашей галактики. - Хорошо, Юпик ! Ну что, запустим наш корабль? (Да!)
Игра «Включаем, мотор!» - к запуску космического корабля приготовься!
Дети: — есть, приготовься! (руки вперед, кисти в кулак, большие пальцы вверх)
- включить контакты.
Дети: — есть включить контакты (соединить большие пальцы рук)
- Завести мотор!
Дети: — есть завести мотор! (кулаки вращаем вокруг друг друга и тянем: РРРРРРРР) - 5,4,3,2,1… ПУСК!!!! (сомкнуть руки и поднять вверх)
Игра «Невесомость» (звучит музыка) - Ребята, мы в невесомости. (Встаем на одну ножку, плывем, двигаемся как в невесомости)
ЗЕМЛЯ
- Ребята, а вот и наша Земля. Так она выглядит из космоса. Какая она? (красивая, круглая, большая, голубая, белая) Раз наша планета 3 по счету от Солнца. То сколько еще планет перед ней? (две) Верно. Поэтому мы полетим сначала к солнцу и по дороге посмотрим и эти 2 планеты.
ВЕНЕРА
- Вот и Венера. По счету 2 планета от солнца. Ей дали такое название в честь древнеримской богини любви и красоты. Какая эта планета? (большая, круглая, коричневая) Летим дальше.
МЕРКУРИЙ
- А это Меркурий. От солнца 1 планета по счету. Эту планету назвали в честь древнеримского бога торговли «Быстроногого Меркурия», потому что Меркурий быстрее всех планет совершает оборот вокруг солнца.
СОЛНЦЕ
- А вот и солнце. Солнце- это не планета, а звезда. Огромная, огненная звезда. Оно согревает нашу Землю, но может и сжечь все на Земле. Если бы наша планета не находилось на таком расстоянии от Солнца, то все бы на земле пропало. Также если бы Земля находилась далеко от Солнца, то все бы замерзло на Земле. И жизни на Земле не было бы. - ну что, летим дальше к планетам, которые находятся после Земли.
МАРС
- четвертая планета от Солнца – Марс. Ее за окраску называют «красной планетой». А свое название эта планета получила от имени древнеримского бога войны Марса.
ЮПИТЕР
- ребята, начинаем знакомиться с планетами-гигантами. Это 5 планета от Солнца – Юпитер. Планета огромных размеров, во много раз больше нашей планеты Земля. Юпитер назвали в честь древнеримского бога грома и молнии.
САТУРН
- Летим к следующему гиганту. Это… (дети: Сатурн!) верно. Как вы узнали эту планету? (У нее есть кольца) Да. Это ее отличительная черта. Сатурн получил свое название в честь древнеримского бога земледелия. Какая это планета по счету? (Шестая) Молодцы!
- Поиграем, расскажем про Сатурн.
Пальчиковая игра «Сатурн»
У каждой планеты есть что-то свое,
Что ярче всего отличает ее.
Сатурн непременно узнаешь в лицо-
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Ученые вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Движения: Соединить пальцы, округлить руки. Пружинить, не разъединяя пальцы. Провести руками возле лица. Руки поднять снизу вверх через стороны. Погладить рукой руку с тыльной стороны. Крутить руки вокруг друг друга. Соединять попеременно первые пальцы с указательными пальцами рук.
Дидактическая игра «Посчитай-ка»
- А пока летим к 7 планете, посчитайте-ка, сколько вы видите мигающих звезд? Дети: — одна мигающая звезда, две мигающие звезды … пять мигающих звезд.
- А сколько огненных комет? (аналогично) Молодцы!
УРАН
- А эту планету называют ледяным гигантом, потому что она покрыта снегом и льдами. Это Уран. А как вы думаете, почему на этой планете только снег и лед? (потому что она находится далеко от солнца) Верно. Уран назвали в честь греческого бога неба. Даже окраска этой планеты нежно-голубого цвета напоминает небо.
НЕПТУН
- У планеты Уран есть и «сестра» — планета Нептун. Тоже ледяной гигант. Она восьмая по счету от Солнца. Нептун имеет голубую окраску, поэтому его назвали в честь древнеримского бога моря Нептуна. Ну что, летим дальше.
ПЛУТОН
Юпик: Ребята! А это Плутон! Моя родная планета. Мы прибыли! - Посмотрите, ребята, нас встречают жители Плутона. Расскажите, какая ваша планета Земля?
- Здравствуйте! Хорошо. Попробуем рассказать, ребята? (да) я подготовила стихотворение о нашей планете, и подсказку в виде мнемотаблицы. Повторяем с детьми стихотворение по мнемотаблице:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету
– Ведь другой похожей нету!
(Я. Аким)
Юпик: Красота! Мы обязательно как-нибудь к вам прилетим! - Хорошо. А теперь нам пора домой. До свиданья! Спасибо вам, ребята! Пока!
3) Итог занятия. - Ну что, ребята, скоро мы вернемся на Землю. Понравился вам нам полет в космос? А кому мы помогали? Какие задания выполняли? Давайте вспомним, какие планеты видели? А какие еще космические объекты мы видели? Хорошо! А вот и Земля . Наконец-то мы дома! Спасибо вам, ребята, за гостеприимность и дружелюбие, которое вы проявили к Юпику. Вы молодцы.