+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности работы учителя-логопеда в школе с учётом новых Федеральных государственных образовательных стандартов

Автор: Тупикина Надежда Александровна

Особенности работы учителя-логопеда в школе с учётом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

учитель-логопед Тупикина Н.А.

МОУ СШ №28 г. Волжский Волгоградская область

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех учащихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в профилактически-просветительской работе.

    В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

-        коммуникативные действия: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие.

-       познавательные действия: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.

     Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных действий обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

    В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.

    В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования деятельности в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных и предметных результатов.   Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий). Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:

·         совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

·         обогащение словарного запаса.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции. Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость организации специальной компенсации трудностей развития. Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда – организации его направлений работы с учетом самоменеджмента.

Литература

1.     Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /

2. О.А. Ишимова,.О. А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам

3. Н.Г. Андреева “Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников” - М.:. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

4. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н\Д, 2007.