Речевая готовность ребёнка к школе
Автор: Цивилёва Виктория Викторовна
Уважаемые родители будущих первоклассников, предлагаю вашему вниманию консультацию
Речевая готовность ребёнка к школе.
"Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит
быть готовым всему этому научиться". Л.А. Венгер.
Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Правильное произношение всех звуков
Умение различать звуки речи на слух
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Словарный запас
Сформированность грамматического строя речи
Связную речь
Речевую коммуникацию
Мелкую моторику рук и психические процессы
Что же представляет собой речевая готовность к школьному обучению?
1. Звукопроизносительная сторона речи
Ребёнок правильно, отчётливо произносит все звуки речи изолированно, в слогах, словах и фразах (не должен их пропускать, искажать, заменять другими). Правильное произношение звуков залог грамотного письма. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
2. Фонематических процессы и навыки звукового анализа и синтеза
Умение слышать, чётко различать все звуки речи на слух и в произношении является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.
дети должны:
уметь выделять звук на фоне слова;
слышать и выделять первый и последний звук в слове;
определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
определять количество слогов в слове,
называть слова с заданным звуком;
уметь составлять слова из звуков и наоборот произносить слово по звукам;
знать и правильно употреблять термины «звук» («гласный-согласный», «твёрдый-мягкий», «звонкий-глухой»), «слог», «слово», «предложение».
3. Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум,
библиотекарь, баскетболист, экскаватор, регулировщик и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
4. Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен
активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);
подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты);
подбирать обобщающие понятия для группы предметов;
знать детёнышей животных и т.д.
5. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь
пользоваться разными способами словоизменения и словообразования;
правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мячик, куколка);
образовывать прилагательные от существительных (дождь – дождливый);
изменять существительные по числам, падежам (кубик – кубики, мяч-мяча-мячу…), глаголы по видам (бегу-бегут-бежит, бегу-побегу, бежал-бежала);
согласовывать имена существительные с именами прилагательными и числительными (красный мяч, белое облако; 1 воробей, 2 воробья, 5 воробьёв);
правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (из стекла-стеклянный, хвост зайца –заячий и т.д.);
понимать и употреблять простые и сложные предлоги (из-за, из-под, перед, около),
пользоваться развернутой фразовой речью;
работать с предложением:
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать с деформированным предложением.
6. Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
составлять рассказ по сюжетной картинке;
составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
на лексику (полнота и точность использования слов),
на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
7. Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
уметь слушать и понимать речь,
строить общение с учетом ситуации,
легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета.
8. Мелкая моторика рук
Обязательно обратите внимание на её развитие. Исследования ученых показали, что благодаря совершенствованию мелких движений руки успешно развивается не только речь, но и интеллект в целом. Дети, с