+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Речевая готовность ребёнка к школе

Автор: Цивилёва Виктория Викторовна

Уважаемые родители будущих первоклассников, предлагаю вашему вниманию консультацию

Речевая готовность ребёнка к школе.

                                                                "Быть готовым к школе – не значит

                                                              уметь читать, писать и считать.                    

                                                                 Быть готовым к школе - значит

                                                                     быть готовым всему этому научиться".   Л.А. Венгер.

Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

*             Правильное произношение всех звуков

*             Умение различать звуки речи на слух

*             Владение навыками звукового анализа и синтеза

*             Словарный запас

*             Сформированность грамматического строя речи

*              Связную речь

*             Речевую коммуникацию

*             Мелкую моторику рук и психические процессы

 

 Что же представляет собой речевая  готовность  к школьному обучению?

1.  Звукопроизносительная сторона  речи

Ребёнок правильно, отчётливо произносит все звуки речи изолированно, в слогах, словах и фразах (не должен их пропускать, искажать, заменять другими). Правильное произношение звуков залог грамотного письма. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.

 

2.  Фонематических процессы и навыки звукового анализа и синтеза   

Умение слышать, чётко различать все звуки речи на слух и в произношении является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.

дети должны:

*          уметь выделять звук на фоне слова;

*          слышать и выделять первый и последний звук  в слове;

*          определять позицию  звука в слове (начало, середина, конец);

*          определять количество и последовательность  звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

*          определять количество слогов в слове,

*          называть слова с заданным звуком;

*          уметь составлять слова из звуков и наоборот произносить слово по звукам;

*          знать и правильно употреблять термины «звук» («гласный-согласный», «твёрдый-мягкий», «звонкий-глухой»), «слог», «слово», «предложение».

     

3. Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум,

библиотекарь, баскетболист, экскаватор, регулировщик и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

  

4. Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около  2000  слов).              В своей речи он должен

*     активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);

*     подбирать синонимы, антонимы, омонимы;

*     понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты);

*     подбирать обобщающие понятия для группы предметов;

*     знать детёнышей животных и т.д.

 

5. Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь

*     пользоваться разными способами словоизменения и словообразования;

*     правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мячик, куколка);

*     образовывать прилагательные от существительных (дождь – дождливый);

*     изменять существительные по числам, падежам (кубик – кубики, мяч-мяча-мячу…), глаголы по видам (бегу-бегут-бежит, бегу-побегу, бежал-бежала);

*     согласовывать имена существительные с именами прилагательными и числительными (красный мяч, белое облако; 1 воробей, 2 воробья, 5 воробьёв);

*       правильно употреблять в речи относительные и     притяжательные прилагательные (из стекла-стеклянный, хвост зайца –заячий и т.д.);

*     понимать и употреблять простые и сложные предлоги (из-за, из-под, перед, около),

*     пользоваться развернутой фразовой речью;

*     работать с предложением:

  -  правильно строить простые предложения;

  -  видеть связь слов в предложениях;

  - распространять предложения второстепенными и однородными членами;

  - работать с деформированным предложением.

 

6. Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

*      пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

*    составлять рассказ по сюжетной  картинке;

*    составлять рассказ по серии  из 3 – 6 сюжетных картинок;

*    отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание

*    на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

*    на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

*    на лексику (полнота и точность использования слов),

*    на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

 

7. Речевая коммуникация

Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

*    уметь слушать и понимать речь,

*    строить общение с учетом ситуации,

*     легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

*    ясно и последовательно выражать свои мысли,

*    пользоваться формами речевого этикета.

 

8. Мелкая моторика рук

Обязательно обратите внимание на её развитие. Исследования ученых показали, что благодаря совершенствованию мелких движений руки успешно развивается не только речь, но и интеллект в целом. Дети, с