Методика и коррекция фонетического оформления высказывания у детей с дизартрией
Автор: Чайка Валерия Сергеевна
Методика и коррекция фонетического оформления высказывания у детей с дизартрией .
Как отмечает Л.В Лопатина в своих работах, упражнения должны быть направлены на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикуляторных движений строится с учетом работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, а также в зависимости от характера дефекта[28].
Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений.
Определение положения губ
1. Произнести звук И перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
2. Произнести звук У перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков ИУ, УИ и определить последовательную работу губ при их произнесении.
4. Произнести звук И без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
5. Произнести звук У без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
6. Произнести без зеркала сначала звук И, затем звук У и определить, как работают губы при их произнесении.
Определение положения кончика языка (поднят или опущен)
1. Произнести перед зеркалом звук Ии определить местоположение кончика языка.
2. Произнести перед зеркалом звук Д и определить местоположение кончика языка.
3. Произнести перед зеркалом последовательно звуки И...Д и определить, при произнесении какого звука кончик языка опущен (поднят).
4. Произнести звук И без зеркала и определить положение кончика языка.
5. Произнести звук Д без зеркала и определить положение кончика языка.
6. Произнести без зеркала сначала звук И, затем звук Д и наоборот и определить положение кончика языка при их произнесении.
Упражнения по формированию кинетической основы артикуляторных движений
Статические упражнения по развитию артикуляторной моторики
Эти упражнения направлены на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикуляторных движений строится с учетом работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, а также в зависимости от характера дефекта [28].
Так, например, при формировании нормативного артикуляторного уклада звука С при выполнении статических артикуляторных упражнений осуществляется активизация следующих мышц:
1. Двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц (опускают нижнюю челюсть вниз):
- открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
2. Крылонебной наружной мышцы (опускает и выдвигает нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально ряды верхних и нижних резцов):
- приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
3. Квадратной губной нижней (оттягивает нижнюю губу книзу) и верхней (подглазничная ветвь) (поднимает верхнюю губу вверх) мышц:
- оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
Таким образом, если в процесс логопедической работы по преодолению фонетических нарушений, включить следующие задачи, то можно повысить эффективность в преодолении речевых расстройств фонетического оформления высказывания:
- формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи, сенсорных и моторных звеньев речевого процесса.
- формирование речевых навыков фонетически правильной речи, интонационной выразительности.
Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у детей со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.