Деловая игра по развитию речи для родителей детей подготовительной группы "Мамы, папы, в школу собирайтесь!
Автор: Гришина Елена Витальевна
Деловая игра для родителей с целью формирования активной педагогической позиции родителей и вовлечение их в процесс речевой подготовки своих детей к школе.
Деловая игра по развитию речи
для родителей детей подготовительной группы
«Мамы, папы, в школу собирайтесь!»
Автор: Гришина Елена Витальевна, учитель-логопед
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей и вовлечение их в процесс речевой подготовки своих детей к школе.
Задачи:
- повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
- закрепление знаний и умений, ранее полученных родителями в течение учебного года в вопросах речевой подготовки к школе.
- воспитание инициативности, позитивного настроя.
Оборудование: мультимедиа, презентация, кроссворд, карандаши и лист бумаги (по количеству участников), геометрические фигуры разного цвета (круг, овал, квадрат, треугольник).
Ход деловой игры:
Родителям предлагается пройти в музыкальный зал и выбрать при входе любую геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг, овал) для дальнейшего объединения в команды.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Идёт к завершению учебный год. За это время вы и ваши дети многому научились. В этом немалая доля и ваших сил. Сегодня мы еще раз закрепим полученные знания по речевому развитию, и пройдет наше мероприятие в форме деловой игры.
Итак, начнём!
- Посмотрите внимательно на геометрические фигуры, которые вы выбрали при входе в зал. Прошу вас объединиться в 2 команды: те. Кто выбрал круг и овал – это первая команда, 2-я команда - квадрат и треугольник.
Сформировавшиеся команды занимают свои места за столами.
- Давайте на некоторое время превратимся в своих детей. Прошу вас по очереди называть имя и фамилию своего ребёнка.
1. Блицтурнир.
- Сейчас я буду задавать вопросы каждой команде по очереди, а вы отвечать на них по цепочке. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Оценивать правильные ответы будут воспитатели, которые сегодня у нас в роли жюри. Не забывайте – в этом конкурсе вы находитесь в роли ребёнка.
Уровень осведомлённости ребёнка подготовительной группы.
1. Назовите дату своего рождения.
2. Назовите имя отчество своих родителей
3. Назовите место работы мамы, папы.
4. Кем работает мама, папа?
5. Назовите свой домашний адрес.
6. Как называется наш город?
7. Как называется страна, в которой мы живём?
8. Как называется наш край?
9. Назовите главный город Пермского края.
10. Как называется наш детский сад?
11. Назовите главный город нашей страны.
12. Как зовут президента нашей страны?
13. Назовите цвета российского флага.
14. Назовите времена года.
15. Перечислите все месяцы, начиная с января.
16. Назовите 5 (цветов, профессий, продуктов, инструментов, насекомых, деревьев).
17. Какие вежливые слова мы говорим, когда приветствуем друг - друга
(Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет.)
18. Назовите слова прощания. (До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.)
19. При помощи, каких слов мы извиняемся. (Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.)
20. Как можно обратиться к другому человеку. (Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.)
2. «Разгадай кроссворд» (слайд 2)
- Время на решение кроссворда 2 минуты.
По горизонтали:
1.Слова, имеющие одно и то же лексическое значение, но различающиеся по написанию и звучанию.
2. Слова, противоположные по лексическому значению.
3. Символы, с помощью которых обозначаются звуки речи.
4. Промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца.
По вертикали:
1. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
2. Речь одного действующего лица.
3. Минимальные, нечленимые единицы речевого потока, воспринимаемые ухом.
4. Разговор 2-х и более лиц.
Ответы: по горизонтали: 1.Синонимы. 2. Антонимы. 3. Буквы. 4. Год.
По вертикали: 1. Рассказ. 2. Монолог. 3. Звуки. 4. Диалог.
3. «Подбери слово к схеме» (слайд 3)
Уважаемые родители, вам нужно подобрать 5 слов к данным схемам (для каждой команды своя схема).
Время на это задание 1 минута.
4. «Отгадай сказку» (слайд 4)
- Сейчас я буду перечислять предметы, а вы должны угадать из какой они сказки.
Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)
Дорога, разбойники, музыка, дружба («Бременские музыканты»)
Лук, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)
Стая, факел, лианы, волк, мальчик («Маугли»)
Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)
Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)
Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси - лебеди»)
Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, олень («Снежная королева»)
Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз («Гадкий утенок»)
Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса («Свинопас»)
Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)
Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)
Бабушка, внучка, мышка, курочка («У страха глаза велики»)
Море, старик, корыто, старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Составь рассказ по схемам» (слайд 5)
В этом задании вам предлагается набор схем предложений. Каждая команда должна составить рассказ из 5 предложений. Количество слов в предложении у каждой команды разное. Время на это задание 2 минуты.
- Уважаемые родители. это был последний конкурс. Сейчас жюри подсчитывает баллы, я предлагаю вам пройти небольшое тестирование, по результатам которого вы сможете сделать выводы о готовности ребенка к школе и обратить внимание на «слабые» места.
Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
- Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
- Может ли ваш ребёнок в течение некоторого времени (15 – 20 минут) самостоятельно заниматься каким – либо кропотливым делом: рисовать, лепить, собирать мозаику и т.д.
- Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
- Умеет ли ваш ребенок связно описать картину и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
- Знает ли ваш ребёнок стихи наизусть?
- Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
- Умеет ли ваш ребенок считать хотя бы по слогам?
- Считает ли он до 10 в прямом и обратном порядке?
- Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
- Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
- Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами и клеем?
- Может ли он из пяти элементов разрезной на части картинки собрать целый рисунок?
- Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?
- Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать предметы одним словом (например, яблоки, груши, сливы – это фрукты)?
- Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким- то занятием, например, рисовать, конструировать и т.д.?
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит ваш ребенок готов к школьному обучению.
Если 10 – 14 вопросов, то вы на верном пути, за время занятий он научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов к школе, поэтому ваша задача заниматься с ребенком, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, но не стоит отчаиваться, упорные и систематические занятия помогут подготовить детей к успешному обучению в школе.
7. Подведение итогов деловой игры.