Содержание коррекционной работы со школьниками, имеющими нарушения письменной речи. Нейропсихологический подход
Автор: Стеклянникова Светлана Алексеевна
Современные представления о закономерностях развития высших психических функций в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях позволяют специалистам создать новые направления в содержании коррекционной работы в рамках нейропсихологического учения.
Содержание коррекционной работы со школьниками, имеющими нарушения письменной речи. Нейропсихологический подход
Стеклянникова Светлана Алексеевна
учитель-логопед МОУ Школа №1 г.Черемхово
В последнее десятилетие в отечественной и зарубежной психологии и педагогике просматривается устойчивая тенденция к учету индивидуальных психо-физиологических особенностей школьника при обучении и коррекции отклонений в развитии устной и (или) письменной речи.
Современные представления о закономерностях развития высших психических функций в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях позволяют специалистам создать новые направления в содержании коррекционной работы в рамках нейропсихологического учения.
Учителя-логопеды НОО строят образовательную деятельность в соответствии ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данные стандарты обеспечивают равные возможности получения качественного образования всеми обучающимися. Их обучение, воспитание и социализация заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта.
Обучающие с легкой умственной отсталостью (1 вариант) характеризуются стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Их развитие хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. [1, с. 14].
У обучающихся с ОВЗ часто наблюдается недостаточная сформированность тех или иных отделов головного мозга, их незрелость.
Одной из причин плохого почерка и зеркальности букв на письме может быть несформированность теменно-затылочных отделов головного мозга. Обучающимся нередко необходимо укрепление и правильная постановка руки при письме. Дети не любят писать, не потому что неправильно держат ручку, а им просто тяжело это делать; особенно если в руке присутствует гипотонус (слабость) или гипертонус (лишнее напряжение) мышц. Ребенок может зеркалить буквы (заглавные буквы Е-З), путать при написании по оптическому признаку (прописные б-д) и т.д. Несформированность левой височной доли может сказаться на слухоречевой памяти, на понимании инструкции. Он, опять же, будет делать ошибки на письме, но уже по фонематическому признаку («пирожок» - «бирожок»).
У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребенка созревает гетерохронно (разные доли с разной скоростью). Работу с детьми можно назвать, благодатной почвой, т.к. мозг ребенка, в отличие от взрослых людей, находится в стадии формирования. Трудности, возникающие на начальном этапе обучения, могут перерасти в хроническую неуспеваемость и, возможно, как следствие, в глубокие психологические проблемы. Поэтому очень важно проработать нейропсихологическую базу вовремя. Установить первопричину неуспеваемости. Почему школьник делает ошибки? И какого рода эти ошибки? Логопед ищет корни ошибок в тех или иных высших психических функциях, либо в работе определенных долей мозга.
Так как трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приемов логопедами дает возможность более качественно вести коррекционно-логопедическую работу.
Можно выделить три основных направления:
• нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
• ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в нее компонентов;
• основанное на развитии и восстановлении межполушарных взаимодействий. [2, с. 3].
В логопедической практике я использую опыт работы известных современных нейропсихологов:
- Малюковой Натальи Георгиевны, нейропсихолога, медицинского психолога, кандидата психологических наук;
- Мазиной Вероники Дмитриевны, логопеда, детского нейропсихолога, автора логопедических прописей;
- Праведниковой Ирины Игоревны, руководителя нейропсихологического центра Фэмели, г. Москва, автора методики нейропсихологического чтения.
Праведниковой Ириной Игоревной были разработаны 3 тетради «Тренинг с переменками». Две тетради « Буква за буквой» и « Слово за словом» учат правильному смысловому чтению, а нейропсихологическая пропись «Точка, точка два крючочка» учит детей писать красиво.
Чтение - сложный психофизиологический процесс. В нем участвуют различные отделы головного мозга.
В овладении чтением можно выделить два этапа:
технический. Ребенок учится слоговому и послоговому чтению. На этом этапе идет овладение звуко-буквенным анализом, дифференциацией звуков происходит усвоение графемы и соотнесение фонемы с графемой. Чтение пока носит аналитический характер. Задействовано преимущественно левое полушарие головного мозга.
смысловой и синтетический. Ребенок осуществляет синтез не только слов, но и фраз. Этот этап характеризуется целостным чтением слов и группы слов. Здесь необходима работа как левого, так и правого полушария. Именно правое полушарие дает возможность видеть и воспринимать слово, фразу или сюжетную картинку целостно и с помощью левого полушария анализировать и понимать ее.
При обучении чтению часто возникает явление, которое называется «угадывающее чтение». Обучающийся воспринимает не то, что написано, а додумывает текст. В результате происходит неправильное понимание прочитанного.
Упражнения, предложенные в данных тетрадях, направлены на устранение «угадывающего чтения» и создания предпосылок для успешного и грамотного чтения. Первая тетрадь «Буква за буквой» учит читать правильно. Пользоваться тетрадями очень удобно. В них разработано 23 урока. Все задания под одним номером выполняются по одному принципу, меняется только степень сложности. Например, задание «Прочитай слева направо» помогает преодолеть импульсивность, «мыслительное додумывание», развивает звуко-буквенный анализ слова, формирует навык отработки и автоматизации слогового и послогового чтения. Вторая тетрадь «Слово за словом» учит понимать смысл текста. При обучении чтению важно, чтобы ребенок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимал смысл прочитанного. Например, задание «Прочитай текст, перескажи и ответь на вопросы» формируется умение воспринимать и видеть фразу, текст целостно и понимать смысл прочитанного.
В результате работы развивается зрительное внимание, идет обработка и автоматизация навыка синтетического чтения. Развивается навык пересказа текста. Ребенок внимательно читая текст, опирается на слова, которые выделены красным цветом. Пересказывает с опорой на эти вспомогательные средства. Читает еще один раз. Отвечает на вопросы, которые даны после текста. Работая по этим тетрадям, обучающийся учится целостно воспринимать информацию и правильно понимать текст.
Для стимуляции интеллектуального развития применяю кинезеологические упражнения. Развивая моторику, создаю предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Разработанные комплексы кинезеологических упражнений позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать работу полушарий мозга. Эти упражнения направлены на коррекцию дисграфии и дислексии, развитие внимания, ориентации в пространстве, памяти, на расслабление ЦНС.
При формировании навыка письма и красивого почерка пользуюсь нейропсихологической прописью «Точка, точка-два крючочка», автора Праведниковой И.И. Все задания под одним номером выполняются также по одному принципу. Меняется только степень сложности. Снять гипер или гипотонус руки помогает выполнение задания «Шкала тональностей». Ребенок штрихует простым карандашом элементы шкалы. С закрытыми глазами выполняется задание на развитие контроля пишущей руки. Ребенок внимательно смотрит на образец и, закрыв глаза, рисует заданные элементы до конца строчки. Рисование по образцу развивает тонкую дифференциацию пальцев рук, а также цветное восприятие и воображение, т.е. работу правого полушария головного мозга. Упражнение «Быстро-медленно» формирует навык регулирования темпа письма. Упражнение «Элементы» помогает развить пространственную ориентацию в строке, умение плавно переключаться с одной графемы на другую, повышает усидчивость ребенка, так как нужно написать элементы до конца строки.
Также при формировании навыка письма и красивого почерка использую логопедические прописи Мазиной Вероники Дмитриевны. Являюсь участником ее Всероссийских вебинаров, которые проходят на развивающем портале «Мерсибо». На коррекционных занятиях стараюсь формировать ту базу из психических функций и зрелых зон мозга, которая помогает ребенку усвоить школьную программу.
Высокую результативность в работе позволяют создать коллекции интерактивных объектов, созданных с использованием «Flash-технологий» данного контента: «Лого Блиц: Школа», «Пиши читай грамотно», «Лого Старт», «Русский без нагрузки-2» и т.д. Их использование является эффективным средством развития психических функций и формирования грамотной письменной речи. Нейропсихологический подход в коррекционной работе позволяет успешно нивелировать нарушения письменной речи у младших школьников.
Библиографический список
1.Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.2.1 дополнительный, 1 классы / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2018. – 736 с. – ISBN 978-5-09-054342-2. С. 4.
2.Ахутина Т. В. Нейролингвистический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб.: Изд – во С. – Петерб. Ун – та, 2001.
3.Визель Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. Метод. Пособие. М.: Аст: Астрель, 2005.