Конспект занятия "Дифференциация О - Ё в словах и предложениях
Автор: Ким Татьяна Васильевна
Тема: «Дифференциация гласных О-Ё».
Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков "О" - "Ё".
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закрепить знания детей о гласных;
- закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;
- различать фонемы "О" - "Ё", по все признакам фонематического и - звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;
Коррекционные - развивающие:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, - формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: демонстрационный материал: картинки - отгадки, образцы правописания букв О-Ё; таблица со словами; картинки опорные к тексту.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки.
Ход занятия:
-
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие. Работаем активно, поднимаем ручки и получаем звёздочки. А сейчас разомнём немного наш язычок.
2. Артикуляционная гимнастика:
улыбка, трубочка, вибрация губками, вкусное варенье, дятел, лошадка.
3. Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной парой звуков и букв нашего алфавита, но прежде ответьте на мои вопросы:
- кто мне может назвать гласные буквы? (а, о, и, у, э, е, ё, ю, я, ы)
- кто знает почему наши гласные делятся на 2 ряда? (гласные 1ряда: А О У Ы Э -эти буквы, находясь рядом с согласными их не смягчают; гласные 2ряда Е Ё Ю Я И - смягчают, а после гласных, после ЬЪ и в начале слова обозначают 2 звука).
4. Введение в тему. А сейчас послушайте внимательно загадки:
- С длинными ушами, но не заяц,
Серый, но не волк,
Упрямый, но добрый,
С копытами, но не лошадь? (Ослик)
- Какой первый звук в слове ОСЛИК? (о — гласный, 1 ряда, не смягчает согласные).
- Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот быстрых ножек?
Это наш приятель: (Ёжик)
- Какой первый звук в слове ЁЖИК? (ё — гласный, 2 ряда, смягчает согласные).
А ещё ребята, Ё состоит из двух звуков. Кто знает каких? ([й, о] – [й,] + [о] = ё)
1. Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке, и
В белом сарафане. (Берёза)
2. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
3. Зелёная тётка оделась в иголки,
Стоит одиноко в лесу на пригорке.
Одела серёжки себе для потехи,
Припрятав для белок в серёжках орехи. (ёлка)
5) Сейчас я буду называть слоги, а вы будете из палочек выкладывать, что вы слышите О или Ё: со, тё, ло, мё, ко, ёл, алё, кло.
6) Чтение слов по таблице. Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором.
вол – вёл нос – нёс
ров – рёв воз - вёз
Ребята, что происходит с согласным, когда после него идет гласный звук "Ё"? (Согласный становится мягким).
7) А теперь открываем тетради, записываем число (10 декабря). Я буду говорить слова, а вы в строчку записываете буквы О или Ё, смотря какую вы услышите в слове:
Сом, мёд, лом, лёд, лодка, вёсла, ёрш, лошадь, волк, бочка, лён, перепёлка.
8) Физ., минутка: сейчас я буду произносить звуки гласные, а вы будете показывать их:
Ё – руки вверх
О – колесо перед собой
У – вперёд
И - подпрыгнуть
А – в стороны
А теперь, я называю слова, а вы показываете только буквы Ё и О.
9) А сейчас у вас на столах есть картинки. Я попрошу вас отдать картинки с буквой О — ослику, а с буквой Ё- ёжику.
10) Сейчас мы с вами запишем слова в 2 столбика, в первом с буквой Ё, во втором с буквой О.
вес...лый, с...мга, ...лка, ...жик, бер...за, сер...жки, сл...зы, кл...ун, кл...ны, м...рзнуть, ств...л, с...лить, шт...пать, т...мный, т...пать
11) Вставьте пропущенные буквы о, ё в словах
Л...ня прив...з в...з сена. Мы услыхали р...в бык...в. У Т...ти П...ли есть тел...н...к Т...мка. Пч...лка делает м...д. У Л...ши н...вые тап...чки.
Л...ва в...л в...ла. Мы ид...м в д...м. В л...дке н...вые в...сла. Начался б...льшой кл...в рыбы. У шк...лы раст...т кл...н. Вова м...л п...л.
12) Следующее задание будет немного сложнее, и вы должны будете догадаться какая буква пропущена в слове и соединить слово с нужной буквой.
нес..м |
|
д..рни |
гв..здь |
п..ле |
|
сер..жки |
вар..ный |
|
св..кла |
прыж..к |
|
к..чка |
м..чка |
|
п..л..т |
п..в..зка |
|
пл..х..й |
п..в..з |
13) «Измените слово по образцу
Образец: лист — листочек
голос - …
рисунок - …
ботинок - …
гриб - …
лес - …
кусок - …
волос - …
сын - …
14) Игра «Нарисуй схему предложения». На карточках у вас есть картинки с изображениями разных предметов и объектов. Ниже картинок есть квадратики, которые надо зарисовать нужными цветами в соответствии со звуком.
15) Работа с текстом ''Ёжик''
- Прослушайте рассказ. Запомните слова с гласными О и Ё и весь текст.
Ёжик.
У Лёвы живёт ёжик. У ёжика острые иголки. Лёва кормит его молоком. По ночам ёжик ловит мышей и гуляет во дворе. А когда выглядывает яркое солнце ёжик крепко спит под кроватью.
Ответьте на вопросы:
- В каких словах гласная Ё стоит в начале слова?
- Назовите имя мальчика. Как произносим согласную в словах с буквой Ё?
- Кто сможет рассказать историю по картинкам?
- Построим схему предложения из текста: По ночам ёжик ловит мышей и гуляет во дворе.
16) Итог. Ребята с какими мы сегодня буквами работали? (О и Ё). Перед буквой О согласная — твёрдая, а перед Ё — согласные смягчаются.