+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Презентация к уроку "Дифференциация звуков [Л]-[Р]

Автор: Мужикина Тамара Сергеевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шахунская гимназия им.А.С.Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающее занятие

 по формированию звукопроизношения и обучению грамоте 

с использованием  ИКТ

 

 

Тема:«Дифференциация звуков Л - Р»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

                               учитель-логопед

Мужикина Тамара Сергеевна

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

Обобщающее коррекционно-развивающее логопедическое занятие

 по формированию звукопроизношения и обучению грамоте  с использованием  ИКТ

по теме «Дифференциация  звуков Л-Р»

Тема: Дифференциация звуков Л - Р.Цирк. Артисты цирка.

Цель: Обобщение, систематизация знаний и тренировка  умений  дифференцировать  звукиЛ- Р  изолированно, в слогах, словах, предложениях. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

· уточнение артикуляционного уклада звука Л, Р, закрепление кинестетического образа звуков Л и Р (ощущения положения органов артикуляции);

· закрепить правильное произношение звуков Л и Р в слогах, словах различной слоговой структуры, предложениях, рифмованных текстах;

· учить различать звуки Л и Р на слух и на письме

· учить детей звуковому анализу слов, учить определять наличие и место звука в словах;

· совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в согласовании числительных с су­ществительными;

· формировать интонационную выразительность речи

· продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать речевое дыхание, совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать фонематический слух и восприятие, элементарный фонематический анализ, зрительное и слуховое внимание, тактильный контроль;

- развивать абстрактное мышление, основные мыслительные операций; 

- развивать у детей мимику и пантомимику;

- способствовать развитию умения координировать речь с движением;

-расширять и уточнять словарный запас детей по темам "Цирк", "Домашние и дикие животные".

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уверенности в себе, взаимопонимания, доброжелательности, воспитывать интерес к занятиям, стремление овладеть правильной речью;

- формировать умение конструктивного взаимодействия в группе;

 - воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;

  - воспитывать внимание к обращенной речи;

 - создавать ситуацию успеха на занятии,

 - стимулировать речевую активность.

Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря через введение понятий (сундук, шкатулка, берестяной).

Предварительная работа: постановка и автоматизация звуков Л, Рв слогах, словах, предложениях, дифференциация звуков Л, Р  в слогах, словах; : беседа по теме «Цирк. Артисты цирка».игры-презентации  и упражнения на ПК.

Оборудование: компьютер, авторский медиапродукт - презентацияMicrosoftOfficePowerPointпо теме занятия «Дифференциация звуков Л-Р. Цирк», индивидуальные зеркала,мяч, костюм клоуна, цилиндр факира с двойным дном,мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), напольные пазлы- карточки с цифрами 2 и 3;

Музыкальный ряд: муз. Шаинского «Цирк».

Тип занятия: обобщающее логопедическое занятие для детей с ФФНР с использованием ИКТ

Индивидуальная работа: постановка, автоматизация звука  Л в словах, предложениях – Лера С., Аня Л., Костя С.; постановка, автоматизация звукаР в словах, предложениях – Тимур К., Лёня И., Илья С.

Форма проведения: игра.

Форма организации: индивидуально-групповая.

Место проведения: кабинет логопедического пункта.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Методические приемы: наглядность (демонстрация слайдов презентации, индивидуальных зеркал,костюм клоуна, цилиндр факира с двойным дномзвукозапись скороговоркимелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), угощения), словесные приёмы обучения (объяснение, беседа, создание проблемных ситуаций и т.д.) совместная деятельность,  использование элементов театрализации и игровых ситуаций, творческая работа (составление предложений по картинкам).

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль


Ход занятия

 

I. Вводная часть.Орг. момент: Дети входят в группу, встают в круг.

Раз, два. Раз, два – на занятие пора. (хлопки в ладоши на каждый счет)

 Раз, два, три. Раз, два, три- слушай, думай и смотри. (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ногам)

 На вопросы отвечай, хорошо запоминай!

II. Основная часть:

1. Уточнение артикуляционного уклада звука [р], [л]. Характеристика и сравнение звуков.

Логопед: Посмотрите, ребята, кто нас здесь поджидает?Презентация.Слайд № 2./Ответы детей: Это звуки Л и Р./

Правильно наши друзья – Гуделочка «Л» и Рычалочка «Р». Эти звуки из одной семейки. Назовите их фамилию.

/Ответы детей: Это согласные звуки./

Логопед: Почему их называют согласными?

/Ответы детей: При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает преграду./

Логопед: У всех согласных разный характер. Какой характер у звука Р в слове « рак», «репа»?

/Ответы детей: В слове «рак» звук Р – твердый. В слове «репа» звук РЬ – мягкий./

Логопед: Какой характер у звука Л в слове «лама», «лев»?

/Ответы детей: В слове «лама» звук Л – твердый. В слове «лев» звук ЛЬ- мягкий./

Логопед: Молодцы! Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать твердые согласные звуки Л, Р слогах и словах.

Логопед:Гуделочка «Л» и Рычалочка «Р» приглашают нас на цирковое представление. Как вы думаете, зачем люди ходят в цирк? Назовите артистов цирка. Сегодня мы вместе с артистами цирка будем выполнять интересные, увлекательные задания. Но до цирка путь не близкий. Угадайте, на каком транспорте мы отправимся в цирк.

2. Рассматривание схем артикуляционных укладов. Произнесение звуков Л, Р изолированно.

Логопед: Посмотрите на схему. Произнеситезвук. Молодцы! Слайд № 2.

 Где находится язычок, когда мы произносим Р?

/Ответы детей: За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.

 Губы полураскрыты, зубы разомкнуты./

 Где находится язычок, когда мы произносим Л?

/Ответы детей: Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны./

Логопед: Сначала мы поедем на машине.

Машина едет вперед

В машине мотор ревет: р-р-р-р.

/Дети повторяют./

Логопед: Посмотрите на схему. Какой это звук? Произнесите. Как вы догадались?

/Ответы детей: Это звук Л. Рот приоткрыт, губы в улыбке, язычок вверху./

Логопед: А потом полетим на самолете.

Самолет летит

В нем мотор гудит: л-л-л-л.

/Дети повторяют./

Логопед: Отправляемся в путь!

(Логопед и дети идут по кругу, при этом произносят звуки Р, Л, изображая поездку на машине, полет на самолете; подходят к экрану.)Слайд № 3

Логопед: А вот и цирк!Слайд № 4

(Звучит музыка.Логопед надевает шапку клоуна, бант.)

Клоун-логопед:

Цирк, цирк, цирк-

 Это сказочный, сверкающий шатер.

 Цирк, цирк, цирк-

 Это кольцами играющий жонглер.

 Это тигров полосатых рев

 Это музыка и свет прожекторов!

 Здравствуйте, мои, друзья. Вы узнали меня?

 Клоун Ром вас встречает.

 Клоун Ром детей забавляет!

 Занимайте места в зрительном зале.

(Дети садятся на стульчики перед экраном)

Внимание! Внимание! Представление начинается!

3. Мимическая гимнастика. Слайд № 5

Клоун: Ну-ка, милые друзья. Делайте все как я!

Я могу быть веселым. (Упражнение «Веселый клоун»)

 Могу удивляться. (Упражнение «Клоун удивляется»)

Возьму загрущу, (Упражнение «Грустный клоун»)

 И опять улыбнусь (Упражнение «Веселый клоун»)

 Тут зачем-то рассержусь, (Упражнение «Клоун рассердился»)

 И опять развеселюсь! (Упражнение «Веселый клоун»)

(Дети выполняют мимическую гимнастику вместе с клоуном).

4. Артикуляционная гимнастика. Слайд № 6

Клоун: А сейчас выступают необыкновенные артисты – веселые животные! На арене цирка – забавные обезьянки!

Забавные обезьянки \упр. «Обезьянки»\

У обезьянок за щекой банан \поочередное надувание щек\

Обезьянки качаются на лианах \упр. «Качели»\

Обезьянки дразнятся \упр. «Индюк»\

Обезьянки ходят в гости \упр. «Ступеньки»\

Обезьянки шалят \упр. «Фокус»\

/Дети выполняют артикуляционную гимнастику вместе с клоуном и обезьянками).

5. Автоматизация звуков в слогах. Слайд № 7

Клоун:

На арене цирка мохнатый жонглер - медвежонок!.

 Подбрасывает сразу и ловит он легко

 Мячи, шары, булавы, большущее кольцо!

Прочитайте слоги на шариках жонглера.

(Дети читают слоги: ла-ра ,ло-ро, лу-ру, лы-ры).

Клоун: А теперь выходите на арену.

(Дети под музыку выходят на середину зала).

 Будем жонглировать мячами.

Игра с мячами «Скажи наоборот»

Клоун: Я кину мяч и скажу слог со звуком Р. Вы произнесете точной такой же слог, но с о звуком Л и вернете мяч назад. А потом наоборот.

РА -…. ЛА

ЛУ -… РУ и т.д.

6. Автоматизация в слогах и словах, словах. Слайд № 8

Клоун:

Посмотрите на арене цирка веселый попугай!

 Ну-ка, дети, не зевайте

 За попугаем повторяйте.

7. Логоритмическая разминка.

ЛА-РА-ЛА-РА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Расскажу про комара. (вытянуть руки вперед)

РА-ЛА-РА-ЛА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Нос у комара – игла.(показать нос)

ЛЫ-РЫ-ЛЫ-РЫ (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

В темном лесе комары.( руки вверх, покачивание туловища вправо-влево)

РЫ-ЛЫ-РЫ-ЛЫ (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Все комарики малы. ( показ маленького комарика)

ЛА-РА-ЛА-РА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Я ПОЙМАЮ КОМАРА. (имитация движений – поймать комара, прихлопнуть ладошкой)

8. Физкультминутка. Слайд № 9

Клоун: На арене цирка грациозные лошадки.

(Дети под музыку шагают по кругу, выполняя заданные движения).

Грациозные лошадки

 Вы по кругу по шагайте

 Ноги выше поднимайте! \ ходьба с высоким подниманием колена\

 А теперь быстрей, быстрей

 Поскакали веселей! \галоп\

9. Дифференциация звуков Л,Р в словах. Слайд № 10

Клоун: Займите места в зрительном зале.

(Дети садятся на стульчики перед экраном)

Перед вамидрессированные слон и нерпа. Давайте им поможем распределить картинки (булка, брошка, рыбка, блошка, лама, лак, рак., рама, бурка, улыбка, колобок, коробок) в две корзинки. Одна корзинка у слона для картинок со звуком Л, другая у нерпы  для картинок со звуком Р.

Назовите картинки в названии которых есть звук Ли определите, где спрятался звук Л в названии картинки - в начале, в середине, в конце слова?

(Ответы детей: на картинке - «ландыши», звук Л – в начале слова и т.д.)

Клоун: Называйте картинки, в названии которых есть звук Р. Где спрятался звук Р в названии картинки- в начале, в середине , в конце слова?

(Ответы детей: На картинке - «гора». Звук Р – в середине слова и т.д.)

Клоун: Наша собачка умеет сочинять короткие стишки – рифмы. Например: лама- рама.

А теперь и вы попробуйте!

(Ответы детей лак-рак, улыбка – рыбка, блошка- брошка, колобок-коробок.)

Клоун: Давайте проверим.

10. Закрепление правильного произношения слов со звуками Л, Р. Слайд №11

Клоун: А вот и фокусник творящий чудеса!

Из волшебного цилиндра он достанет…

Что? Никто не знает!

(На экране слайда по очереди появляются картинки: крокодил, рыболов, зеркало.)

Клоун: Кто появился из цилиндра фокусника?

(Ответы детей:Крокодил)

Клоун: В слове крокодил есть и звук Р и звук Л. Произнесите это слово тихо, громко, медленно, быстро. Где спрятался звук Р в слове «крокодил»? Где спрятался звук Л в слове «крокодил»?

(Ответы детей Звук Р спрятался в середине слова «крокодил». Звук Л – в конце слова)

Клоун: Придумайте предложение со словами: веселый крокодил.

(Ответы детей.Аналогичная работа проводится со словами «рыболов», «зеркало»)

Клоун: Давайте и мы станем фокусниками. (Дети выходят на середину зала)

У нас есть волшебный цилиндр фокусника

 Из волшебного цилиндра

Скачать публикацию