Консультация для педагогов "Развитие речи на занятия по ФЭМП
Автор: Вильмсен Ксения Николаевна
Консультация для педагогов ДОУ
«Развитие речи на занятиях по ФЭМП»
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Р.Е.Левина). Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма ее выражения.
Именно поэтому, в осуществлении любой познавательной деятельности (а математическая деятельность – это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи. (М.А. Гараева, С.Ю. Кондратьева). Исходя из вышесказанного, можно говорить о единстве образовательных целей и задач в образовательном процессе ДОУ. Так, например, формируемые у дошкольников математические знания, умения и навыки используются при коррекции и развитии различных языковых разделов: фонетика, лексика, грамматика, синтаксис, обучение элементам грамоты. Кроме того, в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
Рассмотрим примеры упражнений, в которых наглядно прослеживается взаимосвязь между развитием речи и формированием элементарных математических представлений:
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Игра «Стук-стук»
Ребёнку предлагается с закрытыми глазами послушать звуки, издаваемые музыкальными инструментами или другими звучащими предметами (барабан, бубен, треугольник, игрушка-пищалка, свисток и т. д), а затем столько же раз похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть (вариантов множество).
Игра «Сколько раз кричал?»
Игра используется при изучении лексических тем «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные». Проводится аналогично предыдущей игре. Дети становятся в круг, водящий стоит в центре круга. Ребёнок в центре закрывает глаза, а ребёнок, на которого укажет педагог, издаёт несколько звукоподражаний животных (количество показывает взрослый). Водящий должен произнести соответствующее количество раз название животного, издающего эти звукоподражания. Кроме того, здесь отрабатываются трудные для детей слова-действия (глаголы): мычит, кукарекает, блеет и т.д.
2. Игры на автоматизацию поставленных звуков.
Игра «Бросай кубик».
Используется для автоматизации звуков в словах. Ребёнок бросает кубик и проговаривает слово столько раз, сколько точек выпало на кубике. Как вариант, можно использовать кубик с цифрами вместо точек
.
Игра «Чего больше?» используется для автоматизации любого звука в зависимости от используемого картинного материала. Например, для закрепления произношения звука Л в словах ребёнку предлагается пересчитать кукол, яблоки и т.д. и сказать, чего больше.
Игра «Рыболов» - на автоматизацию звука Р. В продаже имеются готовые игры. Но такую игру не трудно изготовить и самому: удочка – соломинка для напитков с магнитиком на верёвочке, рыбок легко вырезать из цветного картона, обязательно прикрепив скрепку для примагничивания. Ребёнок ловит и считает рыбок: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб и т.д.
3. Игры на формирование слогового анализа.
Игра «Разложи картинки по домикам/вагончикам»
Ребёнок раскладывает картинки по домикам/вагончикам в соответствии с количеством слогов.
1 2 3 4 5
Игра «Гусеница». Ребенок собирает гусеницу из такого количества кружков, сколько слогов в предлагаемом слове.
4. Игры на обогащение словарного запаса
Игра «Волшебные коробочки» на закрепление образования качественных прилагательных и логическое мышление. В одной коробочке находятся карточки с геометрическими фигурами, в другой с предметами. Ребенок тянет по одной карточке и пытается их сочетать (например «прямоугольный мяч») потом определяет может быть такое в реальности или нет.
Игра “Скажи наоборот” - на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра может проводиться с картинками или с мячом. Отличным вариантом игры становится использование прилагательных и наречий в сравнительной степени.
Высокий- низкий (выше/ниже)
Большой-маленький (больше/меньше)
Тонкий-толстый (тоньше/толще)
Широкий-узкий (шире/уже)
Длинный-короткий (длиннее/короче)
Много-мало (больше/меньше)
Аналогично игра проводится и на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели).
5. Игры на формирование грамматического строя речи
Игра «Один-много» на образование множественного числа существительных. Ребенку предлагается картинный материал и необходимо назвать, что изображено «дом-дома», «карандаш-карандаши» и т.д.
Игра «2-5» на согласования имени существительного с числительным. Ведущий бросает ребенку мяч и согласует существительное с числительным 2-«дома», а ребенок согласует его с числительным 5 - « домов».
Игра «Гости» для закрепления порядкового счета. В ходе игры ребенок отвечает на вопросы «Кто за кем пришел?», «Кто первый, кто последний?», основываясь на картинном материале либо на повествовании, которое предварительно дал взрослый.
6. Игры на формирование пространственных представлений, зрительно-моторной координации
Игра “Путешествие бабочки” – ребёнку предлагается квадрат, разделённый на клетки. Взрослый предлагает ребёнку передвигать бабочку по игровому полю в разных направлениях, пока она не доберётся до конечной цели. Например: одна клетка вправо, три клетки вниз и т.д.Оказавшись на клеточке игрового поля, ребёнок составляет предложение о бабочке:
Бабочка села на колокольчик. Бабочка встретила божью коровку. Бабочка отдохнула на листочке.и т.д.