+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Основные подходы к изучению дизартрических нарушений

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для педагогов.

Прежде чем говорить о направлениях в изучении дизартрических нарушений, необходимо точно знать, что обозначает термин – дизартрия.

Под дизартрией приято понимать нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточной иннервацией работы мышц речевого аппарата. Ведущий дефект при всех дизартрических проявлениях определяется нарушением в звукопроизносительной и просодической стороны речи и связан с органическим поражением центральной и переферической нервных систем.

Основными симптоматическими признаками данного нарушения являются дефекты:

- звукопроизношения;

- голоса;

- моторики (артикуляционная и общая),

- речевое дыхание.

С точки зрения логопедической работы, следует различать дизартрические нарушения звукопроизношения от дислалических, происходит нарушение не только согласных звуков, но и гласных.

Поэтому современному педагогу, работающему с детьми дошкольного и школьного возраста, необходимо знать не только проявления, которые связаны с дизартрией, но и знать причины возникновения подобных нарушений. И тем более, понимать какие подходы используются для решения представленной проблемы.

В современное время выделяют несколько подходов в изучении, связанных с дизартрическими нарушениями, всего четыре:

1. Клинический (неврологический) подход.

2. Лингвистический.

3. Нейропсихологический.

4. Психолого- педагогический.

Рассмотрим в отдельности специфические особенности каждого подхода.

Клинический (неврологический) подразумевает изучение клинических проявлений дизартрических нарушений. В свою очередь, клинические проявления нарушения иннервации мышц речевого аппарата соотносятся с органическими или функциональными поражениями нервной системы, ее центральных или переферических отделов. В исследованиях клинического подхода изучаются:

- причины проявления дизартрии, 

- место локализации и характер очагового поражения ЦНС,

- симтоматику, которая отражает характер изменения в мышечных проявлениях речевого аппарата.

Наличие дизартрических нарушений, в первую очередь, объясняется поражением мозга (органическим или функциональным). Эти нарушения могут быть спровоцированы вредом разнообразных факторов, которые наносят вред организму в разные периоды развития:

1. Пренатальный период (до рождения ребенка, внутриутробно).

2. Перинатальный период (во время рождения).

3. Постнатальный (вскоре после рождения).

Пренатальное поражение мозга может быть вызвано инфекционным заболеванием матери и плода во время беременности, проявлениями токсикоза, особенно в первый триместр беременности и т. д.

Перинатальные поражения могут быть вызваны факторами, которые привели к стремительным или, наоборот, затяжным родам. Поражения во время родов, которые ведут к нарушениям мозгового кровообращения, такие как: сдавление мозга или кровоизлияния в мозг ребенка.

Постанатальные поражения, которые приводят к поражению мозга, могут быть спровоцированы инфекционными заболеваниями мозга и мозговых оболочек.

Встречаются случаи, когда органические и функциональные нарушения мозга встречаются в более зрелом возрасте и их наличие также приводит к дизартрическим нарушениям. В пубертатном и взрослом возрасте к таким причинам относятся: травмы, кровоизлияния, воспалительные процессы, опухоли и т.д. 

Опираясь на неврологические данные можно выделить основные, с точки зрения клинической картины, формы дизартрии:

- бульбарная,

- псевдобульбарная

- мозжечковая, 

- подкорковая,

- мозжечковая,

- корковая.

Лингвистический подход подразумевает проявление дизартрических нарушений в изменение фонемных признаков, а именно, искажение сигнальных признаков речевых звуков, противопоставлений фонологических звуков в общем речевом потоке, ясности смыслового и эмоционального содержания речи. В лингвистическом направлении большое место отводится изучению:

1. Характеристики акустического звучания.

2. Организации просодической стороны речевого потока (высота голоса, сила голоса, сила, продолжительность, темп, ритм, общая мелодика и внятность речи).

3. Специфике артикуляции звукопроизносительной стороны речи (сила, точность, свободное переключение речевых движений).

Нейропсихологический подход изучает специфику анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. В рамках этого подхода происходит более точная диагностика когнитивной сферы личности с дизартрическми проявлениями, а что особенно важно, выстраивается индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом полученных данных. 

Психолого-педагогическая сторона в изучении проблем, связанных с нарушениями вызванными дизартрией имеет особое значение. Речевое нарушение у детей обычно связано с патологическим развитием ЦНС на ранних этапах. С позиций представленного подхода происходит характеристика процесса речевого развития детей с дизартрическими нарушениями. В рамках психолого – педагогического воздействия определяеются такие составляющие речевого развития как:

1. Нарушения звукопроизношения и голоса.

2. Качественная и количественная наполняемость пассивного и активного словаря.

3. Особенности формирования и проявления грамматических конструкций речевого потока.

4. Уровень развития связного диалогического и монологического высказывания и отражение этого в письменной речи.

В современной логопедии имеется значительный по объему комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение состояния детей и взрослых, имеющих дизартрические нарушения. Важно знать, что специфической особенностью при работе с людьми с дизартрией, является, что логопедическое воздействие начинается на фоне качественного клинического анамнеза, нейропсихологической диагностики, с использованием медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.