Основные подходы к изучению дизартрических нарушений
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов.
Прежде чем говорить о направлениях в изучении дизартрических нарушений, необходимо точно знать, что обозначает термин – дизартрия.
Под дизартрией приято понимать нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточной иннервацией работы мышц речевого аппарата. Ведущий дефект при всех дизартрических проявлениях определяется нарушением в звукопроизносительной и просодической стороны речи и связан с органическим поражением центральной и переферической нервных систем.
Основными симптоматическими признаками данного нарушения являются дефекты:
- звукопроизношения;
- голоса;
- моторики (артикуляционная и общая),
- речевое дыхание.
С точки зрения логопедической работы, следует различать дизартрические нарушения звукопроизношения от дислалических, происходит нарушение не только согласных звуков, но и гласных.
Поэтому современному педагогу, работающему с детьми дошкольного и школьного возраста, необходимо знать не только проявления, которые связаны с дизартрией, но и знать причины возникновения подобных нарушений. И тем более, понимать какие подходы используются для решения представленной проблемы.
В современное время выделяют несколько подходов в изучении, связанных с дизартрическими нарушениями, всего четыре:
1. Клинический (неврологический) подход.
2. Лингвистический.
3. Нейропсихологический.
4. Психолого- педагогический.
Рассмотрим в отдельности специфические особенности каждого подхода.
Клинический (неврологический) подразумевает изучение клинических проявлений дизартрических нарушений. В свою очередь, клинические проявления нарушения иннервации мышц речевого аппарата соотносятся с органическими или функциональными поражениями нервной системы, ее центральных или переферических отделов. В исследованиях клинического подхода изучаются:
- причины проявления дизартрии,
- место локализации и характер очагового поражения ЦНС,
- симтоматику, которая отражает характер изменения в мышечных проявлениях речевого аппарата.
Наличие дизартрических нарушений, в первую очередь, объясняется поражением мозга (органическим или функциональным). Эти нарушения могут быть спровоцированы вредом разнообразных факторов, которые наносят вред организму в разные периоды развития:
1. Пренатальный период (до рождения ребенка, внутриутробно).
2. Перинатальный период (во время рождения).
3. Постнатальный (вскоре после рождения).
Пренатальное поражение мозга может быть вызвано инфекционным заболеванием матери и плода во время беременности, проявлениями токсикоза, особенно в первый триместр беременности и т. д.
Перинатальные поражения могут быть вызваны факторами, которые привели к стремительным или, наоборот, затяжным родам. Поражения во время родов, которые ведут к нарушениям мозгового кровообращения, такие как: сдавление мозга или кровоизлияния в мозг ребенка.
Постанатальные поражения, которые приводят к поражению мозга, могут быть спровоцированы инфекционными заболеваниями мозга и мозговых оболочек.
Встречаются случаи, когда органические и функциональные нарушения мозга встречаются в более зрелом возрасте и их наличие также приводит к дизартрическим нарушениям. В пубертатном и взрослом возрасте к таким причинам относятся: травмы, кровоизлияния, воспалительные процессы, опухоли и т.д.
Опираясь на неврологические данные можно выделить основные, с точки зрения клинической картины, формы дизартрии:
- бульбарная,
- псевдобульбарная
- мозжечковая,
- подкорковая,
- мозжечковая,
- корковая.
Лингвистический подход подразумевает проявление дизартрических нарушений в изменение фонемных признаков, а именно, искажение сигнальных признаков речевых звуков, противопоставлений фонологических звуков в общем речевом потоке, ясности смыслового и эмоционального содержания речи. В лингвистическом направлении большое место отводится изучению:
1. Характеристики акустического звучания.
2. Организации просодической стороны речевого потока (высота голоса, сила голоса, сила, продолжительность, темп, ритм, общая мелодика и внятность речи).
3. Специфике артикуляции звукопроизносительной стороны речи (сила, точность, свободное переключение речевых движений).
Нейропсихологический подход изучает специфику анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. В рамках этого подхода происходит более точная диагностика когнитивной сферы личности с дизартрическми проявлениями, а что особенно важно, выстраивается индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом полученных данных.
Психолого-педагогическая сторона в изучении проблем, связанных с нарушениями вызванными дизартрией имеет особое значение. Речевое нарушение у детей обычно связано с патологическим развитием ЦНС на ранних этапах. С позиций представленного подхода происходит характеристика процесса речевого развития детей с дизартрическими нарушениями. В рамках психолого – педагогического воздействия определяеются такие составляющие речевого развития как:
1. Нарушения звукопроизношения и голоса.
2. Качественная и количественная наполняемость пассивного и активного словаря.
3. Особенности формирования и проявления грамматических конструкций речевого потока.
4. Уровень развития связного диалогического и монологического высказывания и отражение этого в письменной речи.
В современной логопедии имеется значительный по объему комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение состояния детей и взрослых, имеющих дизартрические нарушения. Важно знать, что специфической особенностью при работе с людьми с дизартрией, является, что логопедическое воздействие начинается на фоне качественного клинического анамнеза, нейропсихологической диагностики, с использованием медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.