Эти удивительные звуки речи
Автор: Тарасова Мария Владимировна
Тема: Эти удивительные звуки речи".
Цель: формирование представление о понятии "звук".
1.Формировать умение у детей различать речевые и неречевые звуки.
2. Вспомнить понятия "гласный, согласный звуки".
3. Развитие общей моторики.
4. Развите мышления, памяти, внимания.
5. Развитие слухового внимания, восприятия.
Ребята, сегодня я хочу рассказать, Вам, сказку.
Ребята, сегодня я хочу рассказать вам сказку. В одной удивительной стране жил слон Гоша. У него были очень длинные уши, он любил ими слушать различные звуки. Сегодня слон Гоша предлагает вам поиграть с ним.
Звучит колокольчик.
-Что это звучит, угадайте? (колокольчик)
Педагог просит ребят закрыть глаза и угадать, где звучит колокольчик. (справа, слева, внизу, вверху.)
-Сейчас, ребята, мы вместе с Гошей будем отгадывать, звуки какого инструмента мы услышим. (Включается запись различных музыкальных инструментов: бубен, баян, фортепиано, гармонь, барабан, арфа, труба, саксофон, гармошка, балалайка, орган, дудочка, домра). После того, как дети угадывают инструмент, обязательное сопровождение картинкой.
-Ребята, мы послушали с вами инструменты. Как вы, думаете, это какие звуки?
-Не речевые звуки! Правильно! Мы их слушали ушами. А как, нам сберечь наши ушки, чтобы они никогда не болели? Давайте, спросим у слоненка Гоши.
-Нужно тепло одеваться, громко не кричать, не толкать в уши различные мелкие предметы, а если все-таки ушки заболели, то сразу пойти к доктору – отоларингологу, который занимается лечением горла, носа и ушей.
Сейчас слоненок Гоша предлагает нам поиграть в игру, он будет загадывать звук, а мы с вами отгадывать, какое животное или насекомое, может, издавать такой звук?
-ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ (пищит комар, шмель или пчела.)
-ШШШШШШШШ( шипит змея)
-УУУУУУУУУУУУ (воет волк)
-ФФФФФФФФФФФ (кошка).
Все эти звуки речевые – ф, з, у, ш.
Если мы с вами соединим один звук с другим, то у нас получится уже слог.
С+А= СА, Ш+У=ШУ и.т.д.
Мы с вами на уроках будем слушать речевые звуки и учиться правильно их произносить.
Ребята, сейчас немного передохнем и выполним зарядку для наших пальчиков.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Это долька для ежа,
Это долька для стрижа,
Эта долька для моржа,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура!
-Ребята, а что нам помогает произносить звуки? (язычок, зубы, губы)
Мы с вами уже сказали, что наши ушки требуют заботы, а как на позаботиться о нашем ротике?
-Правильно, нужно хорошо чистить зубки и полоскать рот после еды.
-Ребята, а как вы думаете, чтобы нам научиться правильно произносить звуки, что нужно делать? (артикуляционную гимнастику)
Выполняем с детьми артикуляционную гимнастику. Детям предлагаются к выполнению следующие артикуляционные упражнения: «Трубочка», «Улыбочка», «Блинчик», «Качели», «Вкусное варенье», «Орешки», «Чистим зубки», «Маляр», «Чашечка», «Лошадка».
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «портрет». Все звуки у нас имеют свой портрет. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Сейчас я вам буду произносить звуки, а вы будите записывать у себя буквы. Потом проверим. Диктую, дети пишут: б, а, р, а, б, а, н. Какое слово у нас получилось? (барабан).
-Дети, давайте, вспомним, какие у нас бывают звуки? (гласные и согласные).
-Если звук поется и воздух свободно выходит изо рта, значит звук гласный. Если воздух встречает преграду, при произнесении звука, значит звук согласный. Гласный звук обозначается красным цветом, согласный – красным цветом.
-Теперь поиграем еще в одну игру, я называю согласный звук –топаем, я называю гласный звук- хлопаем.
-Ребята, следующее задание будет усложняться, нам нужно будет угадать звук слове, которое я буду называть сначала в начале слова, затем в конце. В начале слова: башмаки, дом, садовник, этаж, арбуз, тапки.
В конце: зонтик, шалаш, телевизор, ошейник, часы, ракета.
-Внимание на доску! На доске выставляется 7-8 картинок, различной тематики: обруч, елка, флаг, барабан, девочка, бусы, ворона, самокат.
-Ребята, нужно внимательно посмотреть на доску, запомнить все картинки, а сейчас закрыть глазки. (педагог убирает одну из картинок). Ребята, открываем глаза, смотрим, какой картинки у нас не стало. Затем, можно ничего не убирать, а поменять картинки местами и выяснить у детей, что изменилось.
Далее подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей: с какими звуками мы сегодня с вами познакомились? (речевые и неречевые) Речевые звуки какими бывают? (гласные и согласные) Как они обозначаются на письме? Как звук обозначается на письме? (буквой) Какие музыкальные инструменты удалось запомнить? (арфа, пианино, саксафон и.т.д.) Какие артикуляционные упражнения мы сегодня свами выполняли? Кто запомнил упражнение и может повторить. Педагог благодарит всех детей за работу на уроке. Прощается.