+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация логопеда для родителей будущих первоклассников "К школе готов!

Автор: Емелина Наталья Вячеславовна

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

В детских садах идёт очередной учебный год. У выпускников детских садов остаётся не много времени до нового этапа в жизни. Впереди Школа!

О чем же еще можно и даже нужно позаботиться родителям в это время, чтобы первоклашки пришли в школу подготовленными? Чтобы учеба задалась с первых недель и в дальнейшем проходила эффективно и приятно?

Логопеды говорят – это речевая готовность ребенка к школе.                         

Что же такое «речевая готовность»?

Речевая готовность - это уровень сформированности всех компонентов речевой системы, достаточный для успешного обучения в школе.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи.

Дети должны правильно произносить все звуки речи.
К 7 годам у ребенка в норме должно быть полностью сформировано произношение всех звуков.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью;
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

3. Фонематические процессы.

Дети должны уметь различать похожие звуки на слух:

- звонкие-глухие (бочка-почка)

- твердые-мягкие (дым-день)

- шипящие-свистящие (шок-сок)

Выделять первый звук в слове, последний звук. Определять наличие и место звука. Количество и порядок звуков. Недостатки фонематических представлений могут привести к специфическим ошибкам на письме: заменам букв (б-п, в-ф и др.), фонематического анализа – к пропускам, добавлениям и перестановкам букв

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

 Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов ( «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова ( длинноногий);
- пользоваться эпитетами ( чистое поле);
- подбирать метафоры (туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением ( сломя голову);
- подбирать синонимы (храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

5. Грамматическая сторона речи. 

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (коньки - на коньках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (зелёная скатерть);
- согласовывать существительные с числительными ( один помидор, два помидора, пять помидоров);
- правильно употреблять глаголы ( иду, идёшь, идёт, идём, идёмте, шёл, пошёл и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козлёнки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. 

Дети должны уметь:
- свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

 

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат. Успехов Вашему ребёнку!

Список литературы:

1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. - 112 с.
2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.