Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога с учетом Профессионального стандарта педагога-дефектолога
Автор: Бакунович Анастасия Васильевна
В современных условиях особое значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов. Одной из таких технологий выступает индивидуальная образовательная программа профессионального развития педагога (далее ИОПП), которая занимает важное место в профессиональной деятельности педагога, являясь средством самообразования, вектором образовательной траектории.
Модель индивидуальной образовательной программы основывается на принципе оптимизации временных затрат на ее реализацию и при этом учитывает ключевые направления непрерывного профессионального образования педагога в условиях введения «Профессионального стандарта педагога-дефектолога» (далее Профстандарт»), соответствует положениям Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8, локальным нормативным актам МБОУ СОШ № 64: Модель системы непрерывного повышения квалификации учителей (sch64.); Программа помощи учителям, имеющих профессиональные проблемы и дефициты; Модель внеурочной деятельности, Плана методической работы школы.
Цель индивидуальной образовательной программы – повышение профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога-дефектолога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации в качестве учителя-логопеда.
Задачи индивидуальной программы развития профессиональных компетенций:
-изучение и анализ профессионального стандарта педагога-дефектолога;
-диагностика профессионального мастерства, самоопределения;
-составление и коррекция индивидуальной образовательной программы;
-реализация индивидуальной образовательной программы;
-рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы.
Выбор ИОПП как средства организации непрерывного профессионального образования целесообразен и по ряду других причин:
-Индивидуальная образовательная программа педагога – это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в установленный период.
-Посредством индивидуальной образовательной программы реализуется право на выбор индивидуального маршрута повышения квалификации.
-Посредством ИОПП оказывается содействие профессиональному росту согласно интересам, потребностям и возможностям учителя; индивидуальный подход к планированию содержания и объема повышения уровня профессиональных компетенций педагога выгоден с точки зрения делегирования педагогу ответственности за результаты своего труда;
-ИОПП может выступить основанием и дополнением портфолио педагога в период подготовки к аттестации и (или) профессиональным конкурсам;
-ИОПП отражает степень готовности различных ОО (в зависимости от качественного состава педагогов (по уровню образования, квалификационным категориям, стажу, возрасту и др.) к работе в условиях введения Профстандарта.
Данная индивидуальная образовательная программа рассматривается, как условие профессионального роста педагога, непрерывного профессионального развития и составлена в соответствии с личными профессиональными дефицитами, которые были определены в течение работы над созданием ИОПП.
Работа по созданию индивидуальной образовательной программы началась в сентябре 2023 года. В начале учебного года был составлен индивидуальный план работы на основе плана методической работы школы, социально-психолого-педагогической службы, плана муниципальной проблемно-творческой группы учителей-логопедов г. Иркутска.
В связи с введением профессионального стандарта педагога дефектолога с 1 сентября 2023 года (Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027), возникла необходимость в изучении Профтандарта педагога-дефектолога и диагностике своих профессиональных компетенций в соответствии с данным документом.
С целью обеспечения самодиагностики, была составлена таблица в соответствии с указанными трудовыми функциями педагога, которая заполнялась по мере осуществления образовательной деятельности в каком-либо направлении.
По результатам изучения специализированного документа – Профсандарта, выявленных профессиональных дефицитов, личных интересов, составлена собственная модель «Индивидуальной образовательной программы как условия профессионального роста педагога», рассчитанная на два учебных года (2023-2024 и 2024-2025).
По результатам реализации ИОПП можно сделать вывод, что каждая компетенция трудовой функции по обучению развита на достаточно хорошем уровне. В рамках коррекционно-развивающей работы осуществляется деятельность по составлению рабочих логопедических программ в соответствии с речевыми заключениями учащихся, коррекционных курсов для лиц с ОВЗ (ЗПР) согласно рекомендациям ПМПК и содержанию ФАООП, планируется и реализуется индивидуальная работа с детьми, имеющими речевые и психические задержки, также распространяю опыт среди коллег.
В связи с тем, что тема самообразования связана с учащимися, нуждающимися в особых образовательных потребностях, индивидуальном подходе, нехваткой методического материала, данное направление активно реализуется в образовательном процессе: изучение литературы по данному направлению, использование интересных методов и приемов во время логопедических коррекционных занятий, для развития всех речевых навыков и формирования коммуникативной личности ученика.
В том числе, обобщаю и распространяю свой опыт среди коллег по данному вопросу: выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, на педагогическом совете, социально-психологической службы.
Важной частью профессионального роста является участие в конкурсах методических разработок, прохождение курсов повышения квалификации и аттестации, осуществление наставничества молодых педагогов, изучение опыта других коллег по различным вопросам организации образовательного процесса в школе, на муниципальном уровне (участие в работе МПТГ)
С целью повышения мотивации учащихся к школьному обучению, повышения качества знаний провожу занятия в соответствии с ФГОС, вовлекаю в учебный процесс каждого участника, привлекаю к участию в мероприятиях различных уровней, работаю с учащимися, у которых низкая мотивация к обучению в школе.
Однако стоит отметить, что не все компетенции трудовой функции по разработке программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи, а также лиц с ОВЗ (ЗПР) развиты.
Считаю недостаточно изучена данная тема, недостаточно разработанного материала для обучения данной категории детей. Отсутствие поурочного планирования и рабочих тетрадей, вызвали необходимость разработки и создания кейса поурочных планов для работы с детьми, а также методической помощи учителям-логопедам и учителям-дефектологам.
Таким образом, для успешной и эффективной реализации образовательного процесса в школе необходимо выполнять требования ФГОС и Профстандарта. И каждому учителю необходимо знать, что ФГОС – предъявляет требования к результатам образования, а Профстандарт педагога – требования к профессионализму и личности учителя. И одно не может быть реализовано без другого. Также как и трудовые функции неделимы, каждый педагог должен обладать определенными компетенциями для реализации учебно-воспитательного процесса в школе. Сегодня учитель – это не только педагог и знаток своей предметной области, это еще и воспитатель, психолог, организатор. Необходимо четко знать, какими компетенциями необходимо обладать для каждой роли, ведь от этого зависит успех каждого ученика, качество обучения и профессиональный рост.